Русский музей Хохломская роспись – гордость русского народа

9 февраля 2020, 13:45

Напомним, с 1970-х годов Русский музей является научно-методологическим центром для художественных музеев России. В том числе и в области народного творчества. И на стажировку приезжают учиться, обмениваться опытом все музейное сообщество страны.

Чтобы понять труд мастера, приоткроем технологию создания хохломской росписи. Хотя начинается она с того, что «бьют баклуши». Но это вовсе не означает бездельничать и праздно проводить время. Это значит сделать из дерева бруски-заготовки для будущей деревянной посуды и их обтесать. В старину эта работа считалась простой, доверяли ее не только подмастерью, но и ребенку. А вот затем мастер придавал заготовке нужную форму – резного ковша, поставца, чашки или ложки.

Эта основа для росписи называется «белье». Его сушат. А вот дальше – как говорится, следите за руками мастера. Белье грунтуют – жидкой очищенной глиной. 7-8 часов сушат. И обязательно вручную покрывают несколькими слоями льняного масла. Операция очень ответственная. От нее будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. Мастер томпоном из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, быстро втирает масло в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы оно распределялось равномерно. Так покрывают 3-4 раза. Последний раз высушивают до такой степени, чтобы слегка прилипало к пальцу, но не пачкая. Следующий этап – так называемое лужение, то есть втирание в изделие алюминиевого порошка. Тоже томпоном вручную до бело-зеркального блеска.

А вот уже дальше тончайшая роспись масляными красками беличьими кисточками. Главные цвета – красный и черный (киноварь и сажа), но добавляют и другие. Но даже самая выразительная роспись – это еще не хохлома, пока узор или фон остаются серебристыми. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком с промежуточной сушкой. А затем закаливают 3-4 часа в печи (150-160 градусов) до образования масляно-лаковой пленки золотистого цвета. Вот она знаменитая золотая хохлома! В 20-е годы прошлого века в центрах художественных промыслов были созданы школы для обучения старинному мастерству. Лучшие образцы хранили затем в ассортиментных кабинетах – музеях промысла.

Сотрудники отдела народного искусства Русского музея в прежние времена часто бывали в командировках по стране, знали чуть ли не всех мастеров, а уникальные работы старались приобретать в коллекцию. Бывало, мастера и специально создавали шедевры для Русского музея. Выставки художников того или иного народного промысла всегда пользуются популярностью. Сегодня командировки музейщиков в регионы страны редки, хотя связи со старыми мастерами крепки. Сотрудников отдела высоко ценят как экспертов, так что в отделе знают и об успехах, и о проблемах.

Еще один адрес народного промысла, хорошо известный жителям северо-запада России. Поселок Кре́стцы Новгородской области на трассе Петербург-Москва. Промысел возник во второй половине XIX века. Особый узор на домотканом льняном полотне -крестецкая строчка. Нити основы и утка́ подрезаются и выдергиваются из ткани, образуя просветы. Промысел был настолько знаменит, что стилизованная крестецкая строчка изображена на флаге Крестецкого муниципального района.

В годы Великой Отечественной войны, экспонаты музея промысла были эвакуированы и более 300 экспонировались в Свердловской картинной галерее. Но славная история, победы на международных конкурсах – все закончилось в лихие 90-е. Фабрика обанкротилась, по счастью коллекция музея была передана в Русский музей. И уже был поставлен вопрос на правительстве Новгородской области об изъятии крестецкой строчки из флага района. Но предприниматель Антон Георгиев, понимая сложность восстановления, все же выкупил остатки фабрики.

У микрофона была Анна Всемирнова.

Русский музей. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация