Русский музей Собрание произведений народного искусства в Русском музее

26 января 2020, 13:45

В докладной записке руководству Ленинграда Лев Динцес убеждал, что бесценные коллекции могут стать основой собрания народного искусства Русского музея. Убедил и был назначен руководителем созданного в 1937 году отдела народных художественных ремесел. Первую постоянную экспозицию удалось создать и открыть для публики только после окончания Великой Отечественной войны. Экспонаты отдела народного искусства не были увезены в эвакуацию, в блокадном Ленинграде их хранили в Русском музее. Собрание произведений народного искусства в Русском музее сегодня – в числе крупнейших в нашей стране. Представлены центры крестьянского домашнего ремесла и народных художественных промыслов с XVII по XX век...

Ирина Яковлевна Богуславская – доктор наук, заслуженный деятель искусств России. Она пришла в Русский музей после окончания Ленинградского университета в августе 1953 года. И с 1963 года – бессменный руководитель отдела.

На простоту и выразительность образов народного искусства опирались в своих экспериментах художники русского авангарда начала ХХ века Кандинский, Машков, Ларионов, Гончарова. Понимал эту глубинную связь директор музея Василий Алексеевич Пушкарев. Шестидесятые годы были золотым временем для профессионалов, занимавшихся изучением древнерусского и народного искусства.

Сегодня отдел народного искусства хранит 46 000 различных произведений из 13 видов народного искусства. Это богатство собрано подвижниками, влюбленными в профессию. В начале пятидесятых, придя в отдел, три выпускницы университета: Наталья Тарановская, Ирина Паньшина и Ирина Богуславская учились у легендарных музейщиков.

В хранении есть очень много технических тонкостей. Любые решения проходят только через обсуждение научно-методическим советом музея. Но был в истории отдела трагический случай, который стоил коллективу хранителей можно сказать нескольких лет жизни. Главный хранитель Русского музея Евгений Кроллау своей волей, минуя ученый совет, распорядился провести дезинфекцию 14 тысяч единиц хранения тканей. В соседнем музее этнографии была своя камера, где и протравили ткани бромистым метилом. Этот нервно-паралитический газ используют только для неокрашенной древесины, тканям он категорически противопоказан. Тот жесткий урок – постоянное напоминание, что в музейном хранении не должно быть случайностей.

Отдельный пласт истории отдела народного искусства – это экспедиции сотрудников для пополнения музея. Десятки экспедиций: в Карелию, области северо-запада страны. Приобретения показывались на тематических выставках: "Русская народная игрушка", "Русская деревянная скульптура и декоративная резьба", "Русские прялки". А сколько житейских историй привозили с собой! К примеру, в постоянной экспозиции отдела народного искусства есть нарядная дуга с колокольчиками. Когда прошла молва, что ее увозят в музей, проводить и попрощаться пришли всей деревней. Ведь несколько поколений сыграли счастливые свадьбы под звук колокольчиков этой дуги!

Всякий раз в экспедициях сотрудникам музея надо было разговорить. расположить сельчан, заслужить доверие. Не всегда легко расставались с вещами, что хранились в сундуках. Бывало, что и на порог не пусками, значит, кто-то побывал уже до сотрудников Русского музея, оставив недобрую память.

У микрофона была Анна Всемирнова.

Русский музей. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация