Русский музей Юбилей Пермского хореографического училища

12 апреля 2020, 13:45

В собрании Русского музея среди работ художницы Зинаиды Серебряковой есть портреты из ее знаменитой балетной серии 1921-1924 годов. Дочь художницы Татьяна в то время начала профессионально заниматься балетом, а художница получила разрешение бывать в дни спектаклей за кулисами Мариинского театра. Появляясь в балетных уборных, Зинаида Серебрякова делала наброски с одевающихся и гримирующихся артисток и со многими из них подружилась.

Бывало, художница писала одну и ту же модель несколько раз: в разных балетных костюмах рождался новый чарующий образ. Екатерину Гейденрейх Зинаида Серебрякова запечатлела в красном платье, в голубом и есть забавный к спектаклю портрет в белом парике. Собранию Русского музея принадлежит наиболее парадный «Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном». Изящество и особенная индивидуальная красота. На портрете балерина выглядит совсем юной, хотя она уже не выпускница хореографического училища...

Когда после революции театр покинули знаменитые танцовщицы императорского театра, она стала исполнительницей сольных партий в классических балетах: Фея Сирени в «Спящей красавице», Гамзатти в «Баядерке», Повелительница нереид в «Коньке-горбунке». На недавней выставке произведений Зинаиды Серебряковой из Русского музея в Казани «Портрет Екатерины Гейденрейх в красном» стал своего рода визитной карточкой: был изображен на пригласительном билете.

В 1920-е годы красавица-балерина знаменитого петербургского театра и в страшном сне увидеть не могла, какая судьба ей уготована. 2 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде Екатерина Никодимовна Гейденрейх была арестована по доносу.

Немецкую фамилию Екатерина Гейденрейх получила от отца – обрусевшего немца, железнодорожного служащего, католика, уроженца Черниговской губернии. Отец рано умер. Мать – Евдокия Ивановна Бабич была из киевских мещан. Из Киева – осиротевшую семью -дочь с внуками – забрала в Петербург бабушка. Здесь Катя услышала рассказы от брата матери Георгия Бабича: он был артистом кордебалета Мариинского театра. О волшебном мире театра, сказочных костюмах. Школе, где учат маленьких балерин. В 1906 году девятилетняя Катя поступила в балетное училище.

Мы говорим сегодня о Екатерине Гейденрейх в связи с важным событием. В пермском хореографическом училище 2 апреля открылась выставка, посвященная основательнице уральской хореографической школы – Екатерине Никодимовне Гейденрейх. 2 апреля Пермское хореографическое училище отметило 75-летие со дня основания, и важнейшая роль в этом Екатерины Гейденрейх. Примечательно, что именно в Перми (тогда в Молотове) в годы Великой Отечественной войны хранились в эвакуации и живописные собрания Русского музея.

2 апреля 1942 – арест по доносу, 2 апреля 1945 хореографическая студия, созданная при Молотовском театре оперы и балета была реорганизована в хореографическое училище. Три года жизни выстроили всю дальнейшую судьбу. Восемь месяцев лагеря после блокадной Ленинградской зимы и весны. Большой поддержкой были несколько педагогов–ленинградцев, что остались в Молотове после отъезда ленинградского училища домой.

В балете очень важны традиции, и нынешний директор училища – Дарья Соснина (недавняя солистка Пермского театра оперы и балета) – внучка Людмилы Павловны Сахаровой, которая здесь с 1973 года более 30 лет была художественным руководителем.

Память о ней, продолжателе принципов воспитания Екатерины Гейденрейх, тоже сохраняется неизменно. Вот какую историю поведал портрет Екатерины Гейденрейх в собрании Русского музея. Поздравляем с юбилеем Пермское хореографическое училище.

У микрофона была Анна Всемирнова.

­Юбилей Пермского хореографического училища

Русский музей. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация