Уроки истории "Чёрный барон" белых: вступление в Добровольческую армию Врангеля

28 августа 2018, 06:08

Персоны

В этот день – 28 августа 1918 года – в Добровольческую армию, которая накануне взяла Новороссийск, вступил генерал Врангель. Ему будет суждено возглавить потом белое движение, его имя станет таким же нарицательным, как имена Корнилова и Деникина. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".

Ситуация на юге России в тот момент была сложнее, чем только противостояние между красными и белыми. Деникин в своих воспоминаниях писал: "Взятие Екатеринодара, которое открыло нам дорогу и к Новороссийску, было роковым моментом, поскольку, по мнению многих – не только правых, монархистов, но и либеральных политических деятелей – добровольческое командование проявило недопустимый либерализм вместо того, чтобы покончить с кубанской самостийностью, посадив на Кубани наказного атамана, создать себе таким образом спокойный замиренный тыл".

За этим заявлением кроется непрочность положения. Казачья вольница, казачье самоуправление на Дону и Кубани – это далеко не одно и то же, что представляли собой остатки былой царской армии, сведенные в добровольческие отряды. Политические цели именно белого движения существенно отличались. Неслучайно же для характеристики сил в Гражданской войне используется слово "офицерство", ну, или его уничижительный вариант "офицерье", "золотопогонники". И у Деникина, и, особенно, у Колчака этот контингент играл особую роль. Из него выходили и новые лидеры – такие, как упомянутый Петр Николаевич Врангель. Кстати, прозвище у него в войсках было "черный барон". "Черный барон" белых.

Первую мировую барон Врангель закончил генерал-майором, командиром сводного конного корпуса. Значение кавалерии в Гражданской войне было огромным. Деникин стремился создать мощные крупные соединения конницы. При первой встрече с Врангелем Антон Иванович не без лукавства сказал: "Как же мы вас используем? Вы – крупный руководитель, а у нас войску немного, что же вам предложить?". На что Врангель, поддерживая взятый Деникиным тон, ответил: "В 1914-м я еще был эскадронным командиром и с той поры не настолько устарел, чтобы вновь не стать во главе эскадрона". – "Ну, уж эскадрон", – усмехнулся Деникин. – "Бригадиром согласны?" – "Слушаюсь, Ваше превосходительство".

Начав с бригады в Первой конной дивизии Добровольческой армии,. Врангель в ноябре 18-го станет командиром 1-го конного корпуса, получит чин генерал-лейтенанта. Как не вспомнить эпизод из некогда популярного телефильма "Адъютант его превосходительства", где генерал Ковалевский (прототипом которого был реальный персонаж – Мак-Маевский) многозначительно уточняет: "Меня в генерал-лейтенанты произвел государь-император". Эту границу между собой генералы Белой армии постоянно подчеркивали.

В сравнении с Деникиным, Врангель был безупречным аристократом. Порода его была такова, что он был своим в любой великосветской гостиной. Но одновременно обладая железным характером и зычным командирским голосом, подчинял себе самых "разинских", то есть необузданных, генералов типа Шкуро и Покровского. Это к тому, что спустя год Врангель сменит на посту главкома Антона Деникина, и это будет воспринято белыми как последний шанс на победу: "Белая гвардия поверила Врангелю, разочаровавшись в мягкотелом на вид Деникине, о котором говорили, что он, Деникин – левее всей своей Добровольческой армии".

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация