Уроки истории "Мы должны увлечь за собой 90 миллионов из 100. Остальных – уничтожить!"
Персоны
В этот день 100 лет назад – 18 сентября 1918 года – газета "Северная коммуна" опубликовала призыв председателя Петросовета Григория Зиновьева: "Мы должны увлечь за собой 90 миллионов из 100, населяющих Советскую Россию. С остальными нельзя говорить – их надо уничтожить". Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".
Напомним, 5 сентября был опубликован Декрет Совнаркома "О красном терроре", в котором говорилось, что обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью. И путь этот был обозначен четко: "Все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам, подлежат расстрелу. Обезопасить же советскую республику от классовых врагов вообще нужно путем изолирования их в концентрационных лагерях". Фактически, директива на уничтожение 10 миллионов человек. А в процентном отношении выглядит даже по-божески – всего-то 10 процентов.
Но, похоже, выйти на такой уровень репрессий поначалу не получалось. Так, в тот же день из Казани, отбитой накануне частями Красной армии у чехословаков и войск республики Комуч, сообщали: "Казань пуста – ни одного попа, ни монаха, ни буржуя. Некого и расстрелять. Вынесено всего 6 смертных приговоров".
Что ж, зато в Москве, с буржуями и попами, офицерами и чиновниками старого режима дела обстояли "куда лучше". Сразу после опубликования декрета были расстреляны находившиеся под арестом протоирей Иоанн Восторгов – видный общественный и религиозный деятель, его соратник епископ Селенгинский Ефрем, бывшие министры царского и Временного правительств Иван Щегловитов, Николай Маклаков, Алексей Хвостов, а в Петрограде, где командовал один из вождей мирового пролетариата Григорий Зиновьев, расстреляли духовника царской семьи отца Александра Васильева.
Зиновьев поставил дело на плановую основу. 7 сентября "Северная коммуна" опубликовала список заложников, которые будут расстреляны в случае, если будет убит кто-либо из советских работников. Под №1 в этом списке находился внук императора Николая I (его расстреляют в январе 19-го) – Великий князь Дмитрий Константинович, далее – еще четверо Великих князей, два бывших министра Временного правительства Верховский и Пальчинский, известные банкиры – Манус, Жданов, князь Шаховской, и целый ряд офицеров и генералов русской армии. При этом в список Зиновьева попали уже и бывшие соратники по революции – в частности, начальник милиции Петрограда, правый эсер Самуил Шрейцер. Всего же только за первые 2 дня красного террора только в Петрограде были расстреляны 512 человек. Москва на этом фоне явно уступала, всего 12 расстрелов, и все казнены только за то, что до революции были офицерами царской полиции.
Показательно, что "Красная газета", которая писала об этом, с искренним пафосом негодования сообщала в том же номере, что в итальянском городе Милане к 6 месяцам тюрьмы приговорена местная учительница, товарищ Занетта, только за то, что "находясь в трамвае, произнесла несколько фраз, могущих взволновать народный дух и способствовать понижению внутренней безопасности Италии. На суде товарищ Занетта заявила себя сторонницей коммунистов, но судья не дал ей возможности подробно изложить свои идеи, пригрозив штрафом в 500 лир".