Уроки истории Большевики против "дружбы" с водкой

21 сентября 2018, 07:26

Персоны

В этот день – 21 сентября 1918 года – на первый план неожиданно всплыла алкогольная тема. Как известно, с началом Первой мировой в России был введен сухой закон, правда, далеко не во всех питейных заведениях соблюдавшийся, но его никто не отменял. Даже большевики, отменившие и поменявшие, казалось бы, всё, что можно, "дружбу" с водкой не поддерживали, хотя бы на словах, звучавших сурово: "Вяземская ЧК предупреждает всех лиц, занимающихся выгонкой самогонки, что при обнаружении таковой виновные будут расстреливаться". Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".

Неужто настолько опасным для жизни был в тот момент стакан самогона? Судя по газетным публикациям, нет. Они подчас забавны. Так, петроградская "Красная газета" в заметке "Обоим досталось" писала: "Некто гражданин Морозов ищет через суд с гражданина Дементьева 240 рублей. "На какие надобности вы давали ему деньги?" – спрашивает судья. "Он вовсе мне денег не давал, – вмешивается ответчик Дементьев, – а если правду-то раскрыть, товарищи судьи, так он мне просто продал бутылку спирту, так как мы с ним давно знакомые. Поверил мне в долг, денег я ему действительно не давал, зато налил из купленного, так что за мной не 240, как он считает, а 190, потому что худо-бедно на 50 рублёв я ему точно отлил".

Ну, это же просто Зощенко в чистом виде! Спросите: а что же революционный суд? Суд был справедлив. С Дементьева взыскали в пользу Морозова 190 рублей, а чтобы впредь один не продавал, а другой не покупал, тем более в долг, – каждого присудили к штрафу в 200 рублей, который по желанию можно было заменить 15 сутками принудительных работ, что Дементьев и Морозов наверняка и выбрали. Тут только один вопрос остается: зачем они вообще в суд подались?

По-другому решали дела с алкоголем на территориях, где не было советской власти. Так, самарская газета "Горчичка", выходившая в столице республики Комуч, сообщила о заседания Городской думы, на котором обсуждался вопрос о введении особого налога на водку. Сразу скажем, что с сатирическими преувеличениями сообщала. Докладчик – депутат от кадетской партии Маркелычев: "Скажем так, я сам человек пьющий и держусь на этот счет особого пьющего мнения: врут все доктора, будто водкой можно народ споить. Народ – это я вам доложу – такой подлец, что он безо всякого доктора сопьется. Во-первых, водка от холеры помогает, во-вторых, кому кабак, а кому народный дом, или, скажем, клуб. А главное, все рано пьют, подлецы, хоть ты над каждым надзирателя с жандармом посади... Так уж лучше пусть будет нам польза для бюджета".

Это уже по меньшей мере Салтыков-Щедрин. Оцените знание русской души бывшими членами Учредительного собрания от партии кадетов, хотя бы и в пересказе острословов из газеты "Горчичка". Они, кстати, посоветовали Самарской думе не останавливаться на достигнутом и принять закон о налоге на клопов и тараканов. По три копейки с клопа хватит на поддержание бюджета независимой республики. Даже с учетом того, что в "самарской учредиловке", как ее презрительно называли большевики, сохранялась свобода слова.

Смех смехом, а из таких деталей и мелочей понятнее становятся масштабы падения и морали, и экономики, причем на всех территориях – и советских, и антисоветских. В Самаре еще смеялись над попытками регулировать хаос, а в Москве всё уже было на полном серьезе, чего бы ни касался разговор. Пример: в тот день Моссовет принял инструкцию об учете домашней обстановки – да, да! – диванов, стульев, шкафов, кроватей: "В ближайшее время будет организовано распределение мебели между нуждающимися". Без комментариев.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация