Политес Деловой ужин – это вам не бизнес-завтрак
Персоны
В чем отличие делового ужина от других бизнес-мероприятий, как нужно одеваться, почему не принято приносить и раскладывать на столе бумаги...
ГУСЕВА: Здравствуйте, у микрофона Татьяна Гусева. Сегодня в "Политесе" говорим о правилах этикета во время делового ужина. Такой формат встречи с партнерами, в отличие от завтраков или деловых обедов, имеет статус более светского мероприятия. И успех в этом случае зависит от очень многих деталей: ваш внешний вид, выбор ресторана, распределение мест за столом, умение поддержать беседу. Как же эффективнее использовать все возможности делового ужина? Расскажет наш постоянный эксперт – педагог-консультант, специалист по этикету и протоколу Алена Гиль.
ГИЛЬ: Что касается делового ужина. Eсли на деловой завтрак и обед мы надеваем ту одежду, в которой мы, в общем-то, потом пойдем на работу или вышли с работы, то на деловой ужин мы можем и переодеваться, смотря где и в каком составе он будет проводиться. Давайте возьмем ситуацию, когда будет несколько приглашенных. Допустим, я решила обсудить с вами, Татьяна, и с другими партнерами что-то за деловым ужином, тогда вы можете прийти в рабочей одежде. Единственное, если мы пойдем в дорогой ресторан (это же заранее известно), то можете надеть костюм, потом, допустим, поменять рубашку или какую-то блузку, надеть какие-то украшения, может быть, какой-то платочек…
ГУСЕВА: Немножко трансформировать.
ГИЛЬ: Да, немножко трансформировать и причепуриться, принарядиться. Это, наверное, будет правильно. Мужчина может и с утра надеть темный костюм, белую рубашку и темный галстук, и собственно органично в этом быть весь день. Но иногда он может просто поменять галстук на более нарядный. Если я приглашаю на деловой ужин своих партнеров с супругами, то тогда это уже, как правило, должен быть очень приличный ресторан, это будет и действительно вечернее время, и на такое мероприятие принято переодеваться. Но опять же, или трансформер удачный какой-то, или уже принято переодеваться и чуть-чуть побольше принарядиться. Здесь будет и более разнообразное меню, несколько подач, здесь может быть и алкоголь. Здесь выбор любой, люди должны себя чувствовать более свободно. Мы, конечно, помним, кто есть кто, кто какие цели и задачи перед собой ставит, но теоретически подчеркнуть вкус блюд можно бОльшим количеством алкоголя. И во время делового ужина не говорят непосредственно о делах, то есть никто бумаги не выкладывает, ничего не подписывает. Обычно говорят на околобизнесовые темы. И самое главное – это подтвердить свои намерения, еще раз обсудить какие-то возможные варианты сотрудничества и так далее. Потому что, допустим, ваш спутник может к этому бизнесу не иметь отношения, то есть еще и это придает характер большей неформальности этому мероприятию, и совсем в технические детали ударяться не стоит. Ну и, это правда, когда во время делового ужина (равно как и обеда, и завтрака, но, как правило, это все-таки деловой ужин), когда действительно суммы пишут на салфетках, то есть их не озвучивают. Как правило, это тет-а-тет, потому что если сидит шесть человек, то вряд ли кто-то на салфетке будет что-то писать, но, вы знаете, действительно…
ГУСЕВА: Это так и есть.
ГИЛЬ: Да, такое тоже есть...
Слушайте в аудиофайле!