Политес Этикет куриной ножки: не смогли отделить мясо приборами – значит, так тому и быть
Персоны
Блюда из птицы и дичи – это отдельная история. Так как их правильно есть?
ГУСЕВА: Этикет для куриной ножки – оказывается, есть и такой. Сегодня в "Политесе" продолжаем разговор о манерах за столом. У микрофона Татьяна Гусева, здравствуйте. И наш постоянный эксперт – педагог-консультант, специалист по этикету и протоколу Алена Гиль.
ГИЛЬ: Блюда из птицы и дичи – это отдельная история, и мы могли бы посвятить ей много времени. Но мы возьмем самый простой вариант. Я напоминаю, если это перепела или голуби, вы понимаете, там настолько мало мяса, и это настолько экзотические блюда, что их съесть с помощью приборов достаточно сложно. Поэтому на парадных обедах…
ГУСЕВА: Не подают.
ГИЛЬ: Понимаете, можно вывезти хоть павлинов, и там будет человек, который разделает этот шедевр и каждому положит на тарелку. А так, чтобы сидеть и терзать эту птичку и пытаться отделить малюсенький кусочек мяса от костей – это слишком сложное задание для людей, которые сидят за шикарным столом с дорогим хрусталем, с дорогой скатертью, в дорогих костюмах и немножко в другом образе. Да, в каких-то ситуациях мы едим руками, просто потому, что обглодать по-другому, в общем-то, никак не получается. И если позволите, я просто скажу о самом простом блюде, которое называется курица. И, конечно, за столом в каком-то ресторане, если только это не домик охотника (и там свои правила)… А если мы говорим о классическом застолье, то курицу, как правило, подают очень хорошо приготовленной – так, чтобы ее не надо было от костей отдирать. А еще, знаете, бывает, когда и курица плохо приготовлена, не отделяется мясо от костей, еще и нож тупой. Нож должен быть все-таки хорошо наточен, потому что неважно – мясо не прожарилось, что-то еще, то хотя бы нож должен быть хорошо наточен. И если это какая-то грудка, то понятно, что ее можно заранее отделить, пусть это будет такой порционной кусок, но это все-таки не отрезать его от кости. Но давайте возьмем такой бесконечно дорогой для меня как для ностальгирующего человека вариант, когда подается куриная ножка. И вот эта куриная ножка лежит у нас на тарелке, и у нас есть только приборы. Значит, мы едим эту куриную ножку только приборами, и всё. Если там остались кусочки мяса, и мы не смогли их отделить приборами, значит, так тому и быть. На вопрос "а можно ли обглодать косточку в этом случае?", я хотела бы выразить свое бесконечное уважение моей коллеге Элле Борисовне Басмановой. И у нее есть потрясающая совершенно фраза. Когда ее спрашивают "а можно ли доесть вот это мясо, которое осталось немножко на косточке", она говорит: "Если это последняя курица в вашей жизни, то, наверное, да". Мне это высказывание кажется забавным, остроумным и очень ярким.
ГУСЕВА: Нет, ну по-другому действительно не скажешь.
ГИЛЬ: Да, да. Ну что, от того, что там эти три кусочка небольшие мяса-то останутся, вот вы прям оголодаете, прям немедленно?
ГУСЕВА: Нет, ну просто очень вкусно.
ГИЛЬ: Это другой вопрос. И хозяева, зная, что это вкусно, должны дать мне возможность обглодать эти косточки. Как это делается? Двумя способами. Первый: когда на куриную ножку надета папильотка. Папильотка – это салфеточка. То есть вы едите курицу приборами, но потом вы можете взять куриную ножку за папильотку, то есть не испачкаете жиром свои пальцы, и обглодаете те несчастные несколько кусочков, которые там остались. Не запрещено, не наказуемо...
Слушайте в аудиофайле!