Политес Хвалите человека, а не платье: как не стоит делать комплименты

29 сентября 2019, 11:26

Персоны

Комплименты, которые этикет запрещает.

ГУСЕВА: Правильно делать комплименты. Сегодня в "Политесе" учимся говорить друг другу приятные слова. У микрофона Татьяна Гусева, здравствуйте. И наш постоянный эксперт – педагог-консультант, специалист по этикету и протоколу Алена Гиль.

ГИЛЬ: Я предлагаю немножечко поговорить о том, что такое комплимент.

ГУСЕВА: Да.

ГИЛЬ: Мы с вами уже говорили, что это какие-то любезные, приятные слова.

ГУСЕВА: Я открыла Википедию, там такое определение: "Комплимент – это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения. Любезные, приятные слова, лестный отзыв".

ГИЛЬ: Да, да. И что важно? В тех добрых словах или в лестных отзывах и оценках должна быть, конечно, большая доля правды. Тогда человек к нему отнесется с симпатией и пониманием. И насколько это большая доля правды, уже немножко другая история. Я позволю себе заметить: на самом деле, когда мы говорим добрые слова другому человеку, мы балуем себя, то есть мы получаем удовольствие от того, что создаем другому человеку прекрасное настроение. Вопрос: над ли лишать себя такого удовольствия?

ГУСЕВА: Но кто-то это делает очень уместно и талантливо, а кто-то немножко даже бывает и обидно.

ГИЛЬ: Согласна. Это уже техническая часть. И я считаю как? Простите, тренироваться нужно. То есть одна и та же фраза для кого-то может прозвучать обидно, а для кого-то просто великолепно.

ГУСЕВА: Но вот кому нельзя делать комплименты? Есть какие-то на этот счет ограничения?

ГИЛЬ: Нет. Вряд ли я, например, смогла бы сделать комплимент папе римскому, если бы мне была бы оказана такая честь. Если я просто на аудиенции и могу только молчать и слушать, что говорит понтифик, это одна история. А если бы мы на равных встречались, как встречаются первые лица, у них же есть small talk перед тем, как они перейдут к делам. И вздесь отметить, например, какую-то благотворительную акцию под эгидой, допустим, этого человека или сделанную от имени его организации, которая вас очень впечатлила. То есть не то что говорить "вы молодец, что вы провели такую акцию", а "что мы потрясены тем резонансом, который вызвала эта инициатива, возглавляемая вами", и так далее. Скажите: это оценка? Да. Это комплимент? Да. То есть эта активность замечена, она всеми с уважением принята, и мне приятно сказать вам о том, что и в нашей стране эта инициатива получила такой отклик. Я позволила себе сделать комплимент человеку, представьте себе, такого уровня.

ГУСЕВА: Да, его решению, его поступку.

ГИЛЬ: Да, да, его покровительству какой-то идеи, и так далее.

ГУСЕВА: То есть, получается, что можно делать комплимент и начальнику.

ГИЛЬ: Да.

ГУСЕВА: И даже человеку, с которым ты, может быть, и не работаешь, но кем восхищаешься.

ГИЛЬ: Да, конечно, чаще всего более яркие и более человеческие, если можно так выразиться, комплименты мы делаем тем, кто близок нам, тем людям, которых мы хорошо знаем. Но что – мы только им должны это поощрение, одобрение демонстрировать? Нет. Вот я вхожу в купе поезда, я этих людей вообще знать не знаю, я должна им делать комплименты? У меня нет права, мы с ними видимся первый раз. Но придумать что-нибудь приятное: "какой чудесный день", "ой, какой у вас милый ребенок", "боже (надеюсь, вы понимаете, что я утрирую), какой стильный чемодан". И опять же, можно попасть впросак, можно нет, но то есть ты должен это чувствовать. Но на самом деле первую фразу всегда можно придумать...

Слушайте в аудиофайле!

Политес. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация