Политес Что решать через мессенджеры, что лично, что по телефону
Персоны
Правила общения в мессенджерах. В какие моменты важно не забываться и не разбрасываться смайликами?
ГУСЕВА: Как мессенджеры могут навредить вашей карьере? И чем так коварен смайлик в деловом письме? Сегодня в "Политесе" начинаем разговор о правилах цифрового этикета. У микрофона Татьяна Гусева, здравствуйте. И наш постоянный эксперт – педагог-консультант, специалист по этикету и протоколу Алена Гиль.
ГИЛЬ: Когда-то, когда не было, разумеется, телефонов, телеграфа и так далее, люди писали друг другу письма. Это было не только сообщение о каких-то событиях, это обмен эмоциями и так далее. И представляете, какой должен был быть богатый язык, чтобы описать чувства, чтобы вызвать соответствующие эмоции у того человека, который его читает, это ваше письмо. Эпистолярный жанр – собственно есть этому определение. И когда появился телефон (я позволю себе свои личные рассуждения), когда появился телефон, у нас необходимость в долгих эмоциональных описаниях отпала, потому что эту эмоцию можно передать уже интонацией – то, что мы делаем в речи. Потом, заметьте, телефон-телефон-телефон и… пам-пам – сначала появился E-mail …
ГУСЕВА: И все меньше разговоров сейчас опять.
ГИЛЬ: Да. Сначала появились E-mail , а потом вдруг короткие сообщения. И да, смысл короткого сообщения – сообщить тебе о каком-то факте: я жду, опаздываю или там что-то еще. Но это не полноценное общение, это именно полезная информация. И когда стали писать эти сообщения, как-то мы разделились на людей, естественно, которые привыкли общаться по телефону. И потом, понимаете, написать сообщение все-таки нужно время. А разговор по телефону – да, он может затянуться, может не затянуться, я могу вас застать, могу не застать, но тем не менее мы можем сразу быстро обменяться впечатлениями, для этого не нужна длительная переписка. И в этом есть свой смысл. Плюс – определенная категория людей, в том числе и возрастных, осталась еще в той парадигме. То есть нам удобнее разговаривать и решать вопросы по телефону. А есть люди, которые боятся звонков, им кажется, что звонок – это когда уже что-то такое стряслось.
ГУСЕВА: Ну да, зачем тревожить, можно все написать.
ГИЛЬ: Да, можно все написать. Но здесь вы сможете попасть в следующую ситуацию. Вы мне написали сообщение. Я там где-то бегаю, мне неудобно его прочитать.
ГУСЕВА: И тишина целый день.
ГИЛЬ: И тишина, да. Нигде не написано, что я обязана сразу отвечать на ваши письменные сообщения. Правда, если у нас мессенджер командный и мы вместе работаем, там немножко другие правила игры. Мы сейчас говорим – сторонний человек. Вот вы, Татьяна, мне, например, звоните или пишите – да, я могу ответить тогда, когда мне удобно. И если в речи вы мне простите какие-то огрехи, то на письме, если я напишу коряво, без больших букв, без запятых... С точки зрения неписаных правил небрежность в письме воспринимается как небрежность и к человеку. Тань, ты своя, что я буду напрягаться, придумывать…
ГУСЕВА: Расставлять знаки препинания…
ГИЛЬ: Да, ты же поняла, что я хотела сказать… И идет какой-то такой небрежный разговор. Надеюсь, вы понимаете, между совсем близкими людьми это 35-я история.
ГУСЕВА: Это их личное дело, да.
ГИЛЬ: Да. И чем дальше люди разнесены по статусу, по возрасту, тем более сдержанным и строгим, с моей экспертной точки зрения, должно быть это общение. И здесь очень важно каждому оценивать это адекватно. Потому что молодые люди не всегда оценивают адекватно человека, с которым общаются. Ну и что, что я веселая, но мне 150 лет. Представляете, Татьяна, допустим, мы общаемся в WhatsApp с моими коллегами, допустим, ссылку присылаем: ой, что произошло! И все пишут: как ужасно, или – ой, как прекрасно, да, не ожидали такого, и так далее. А я думаю: раз мы общаемся, раз я трачу на это время, я начинаю высказывать свое мнение. В конце концов, мы тысячу лет друг друга знаем, и я посылаю голосовое сообщение. И мои коллеги отвечают мне так же коротко. Или мы должны в реальности встретиться и нормально пожужжать, а здесь просто проинформировали друг друга, что это событие произошло, и всё. Или давайте общаться...
Слушайте в аудиофайле!