Политес Искусство тонкого комплимента
Персоны
Опосредованный комплимент: что это такое и как его правильно использовать?
ГУСЕВА: Как оригинально и с юмором ответить человеку, который напрашивается на комплимент? Что из себя представляет опосредованный комплимент, и как им овладеть? Сегодня в "Политесе" продолжаем разговор о правилах успешного общения. У микрофона Татьяна Гусева, здравствуйте. И наш постоянный эксперт – педагог-консультант, специалист по этикету и протоколу Алена Гиль.
ГИЛЬ: Есть слова одобрения, похвалы, которые сами по себе очень своеобразны. Например, вы говорите: "Вот это да!" или "Браво, просто браво!", или "Блестяще!" В этих фразах и комплимент, и восхищение, и восторг, и высокая оценка. Потому что "Блестяще!" – это все-таки не просто "хорошо", "вы молодец", там и так далее. И еще мне очень понравилось: у профессионалов есть то, что называется "опосредованный комплимент"…
ГУСЕВА: С такой академической точки зрения, да?
ГИЛЬ: Да. Но это мне очень нравится. "Татьяна, я сегодня была в корпоративном университете компании "икс". Группа, в которой вы работали, просила передать вам огромный привет, и между нами могу сказать: рыдали у меня на плече от восторга по поводу вашего тренинга. И от вас как мастера и профессионала феерические какие-то впечатления, и просто не то что остались очень довольными и руководство, и сама группа, но просто в восторге, и просили лично вам передать этот привет". Принцип какой? То есть я не говорю: "Татьяна, вы классный профи", а кто-то сказал, меня просили передать. "Татьяна, Светлана Петровна мне сказала, что вы выпустили книгу. Татьяна, Светлана ее прочитала от корки до корки и была в восторге. Во-первых, Татьяна, я вас поздравляю с выходом книги. Во-вторых, теперь придется ее купить, потому что, вы знаете, для меня Светлана, конечно, человек с потрясающим вкусом". То есть кто-то о вас что-то прекрасное сказал.
ГУСЕВА: Главное – не ошибиться в персоналиях.
ГИЛЬ: Да. Тут есть два момента, с моей точки зрения очень важных. Во-первых, я в самом лучшем ключе подаю какого-то другого человека, и вы будете ему благодарны за такую лестную оценку, да?
ГУСЕВА: Да.
ГИЛЬ: Во-вторых, иногда человек почему-то стесняется впрямую говорить, но можно опосредованно это сделать. Плюс, что мне очень нравится с точки зрения речевых вещей – усиление. Можно сказать: вы очень умная, вы очень талантливая. А можно: как же вы талантливы! Соответственно, подключается интонация, глаза и так далее.
ГУСЕВА: Да, разница чувствуется.
ГИЛЬ: И интонация, и сама конструкция слов. "Да, Татьяна, как же вы талантливы! Обожаю…" И по-другому звучит. В этом смысле русский язык гениальный! Знаете, как профессионал говорит: это фамильярно-дружеское, типа "класс", "прикольно" или "супер", "круто". То есть, когда я позволяю себе такую оценку, то слушатель предполагает, что мы или с вами в очень дружеских отношениях, и я позволяю себе это демонстрировать, или мы находимся в такой неформальной, можно сказать полуфамильярно-дружеской какой-то ситуации, когда мы можем позволить себе использовать и такую лексику. Заметьте: не запрещено, не наказуемо, я не говорю, что это правильно, а это неправильно. Мы говорим о том, что чем больше у вас словарный запас, чем больше у вас опыт и больше алгоритмов, тем ярче вы можете создать ту самую приятную, позитивную атмосферу. И я хотела бы еще сказать об одной очень важной вещи. Во-первых, ввести в привычку доброе отношение к людям. Я сейчас не говорю о какой-то розовой слащавости. Помните, у каждого человека есть чувство собственного достоинства, у него есть гордость, он, как может, старается, наверное, быть позитивным, интересным и так далее. Просто изначально априори ко всем относимся хорошо, как говорится, пока не доказано обратное...
Слушайте в аудиофайле!