Политес Прощание как реверанс старшему по статусу
Персоны
Кто прощается первым? Об этом Татьяна Гусева беседовала с педагогом-консультантом, специалистом по этикету и протоколу Аленой Гиль в программе «Политес» на радио «Вести ФМ».
ГУСЕВА: Кто прощается первым? И нужно ли при этом учитывать статус, возраст и пол? Сегодня в «Политесе» выясняем, как правильно завершить встречу. У микрофона Татьяна Гусева, здравствуйте. И наш постоянный эксперт – педагог-консультант, специалист по этикету и протоколу Алена Гиль.
ГИЛЬ: Когда вы идете на деловую встречу, и мы с вами как-то это обсуждали, лучше заранее знать, каким временем вы будете располагать. То ли секретарь грамотный должен вам сказать, что, Алена Викторовна, у вас будет 20 минут. Если мы договаривались с вами лично, я вхожу: «Татьяна Витальевна, добрый день». Вы говорите: «Алена Викторовна, добрый день. Очень рада вас видеть. Прошу вас, садитесь». Я говорю: «Благодарю вас. Татьяна Витальевна, каким временем мы располагаем?» И мы обозначаем временной лаг. И там уже каждый из нас, то ли по часам, который висят у вас на стене, то ли…
ГУСЕВА: То ли интуитивно следить.
ГИЛЬ: Или интуитивно, да, мы чувствуем, что время начинает заканчиваться. И в принципе чаще всего разговор, мы говорим сейчас обще, разговор начинает закруглять хозяин, на правах хозяина. Если вы пришли ко мне, Татьяна, и я понимаю, что всё, я уже поняла, про что вы хотели сказать, и мне не нужно на это 20 минут тратить, то в принципе опять же как хозяин и положения, и встречи, я могу сказать: «Татьяна, простите, я правильно поняла – первое, второе, третье, четвертое?» Вы говорите: «Да, Алена Викторовна». Я говорю: «Татьяна, тогда я предлагаю следующее: мы возьмем паузу для сбора информации там на два дня, и через два дня выйдем…»
ГУСЕВА: На прямой контакт.
ГИЛЬ: На прямой контакт, да, и уже с нашим каким-то готовым решением. Всё. Я же могу деликатно сделать так, что ни вы, ни я не будем тратить свое лишнее время. Так что в принципе вот завершать встречу абсолютно возможно. Если человек не чувствует этого, то вы помните: если человек вышел за лимит обозначенного времени (мы с вами обсуждали, что смотреть на руку считается неприличным), но тем не менее, когда уже гость злоупотребляет вашим вниманием, вы можете, не глядя на руку, сказать, что, «Татьяна, спасибо огромное за эту встречу и за информацию, вынуждена ее закончить, потому что у нас начинается совещание». Там под каким-то благовидным предлогом закончить встречу. В какой-то момент с какими-то людьми, возможно, вы сможете посмотреть на руку, показывая, что человек вышел за лимит оговоренного заранее времени. То есть в принципе опять же можно закончить встречу, у нас тоже для этого есть разные инструменты.
И мне очень нравится старое-старое правило, которое существовало в телефонных разговорах. Вот, допустим, Татьяна, вы звоните мне. Вы намного младше, я намного старше, и вы звоните мне. И вот правило такое было, что заканчивает разговор тот, кто звонил. Но, учитывая вот разницу в возрасте, в статусе и так далее, и так далее, вы говорите: «Алена Викторовна, спасибо вам огромное, что вы ответили на мой вопрос, он был очень важен для меня, спасибо вам огромное». И вроде бы вы должны сказать: «Всего доброго», и всё. Но вот в знак уважения ко мне вы даете возможность мне первой закончить разговор. Я говорю: «Татьяна, всегда рада помочь, всегда рада выручить или всегда рада быть полезной. Всего доброго». Вы говорите: «Всего доброго». И собственно мы попрощались, знаки уважения на прощание, и мы попрощались.
ГУСЕВА: То есть это такой хороший тон, получается.
ГИЛЬ: Да. Вот такой реверанс старшему по статусу.
ГУСЕВА: Дать возможность именно ему первому попрощаться и завершить встречу.
ГИЛЬ: Попрощаться, да, завершить встречу, вот завершить разговор. И вы удивитесь, это правило в принципе (мне очень хочется, чтобы мы все о нем помнили), оно может работать абсолютно законно и в личной встрече. Если, Татьяна, я прихожу на встречу к вам, вы намного младше меня.
ГУСЕВА: Но я хозяйка.
ГИЛЬ: Хозяйка встречи, да. Вот мы с вами что-то обсудили, там то-сё, пятое-десятое, и вы говорите: «Алена Викторовна, спасибо вам огромное. Я надеюсь, что мне удастся прекрасно распорядиться этой информацией».
ГУСЕВА: Пауза…
ГИЛЬ: Пауза, да. Тогда я говорю: «Татьяна, я очень рада, если она будет полезной всем. Спасибо вам огромное, всего доброго». Не трудно же, Татьяна?
ГУСЕВА: Красиво.
ГИЛЬ: Вот, красиво. И понимаете, я получаю просто вот не то что эстетическое, а всяческое-всяческое удовольствие: интеллектуальное, культурное, культурологическое – какое хотите. Потому что вы не говорили, как вы ко мне относитесь, вы не показывали, с каким уважением или как вы рады нашей встрече. Но вы показываете, что вы «свой-чужой», что вы знаете правила игры, и вы знаете, как тонко и деликатно выказать уважение моему возрасту, например, или там моему статусу, не понизив своего статуса. Потому что вы выказали себя не только грамотной хозяйкой, но и учтивым человеком, который знает правила игры.
Слушайте в аудиофайле