Политес Водитель тоже имеет право на конфиденциальность
Персоны
Как должен вести себя таксист, а как – пассажиры? Об этом Татьяна Гусева беседовала с педагогом-консультантом, специалистом по этикету и протоколу Аленой Гиль в программе «Политес» на радио «Вести ФМ».
ГУСЕВА: Услуги такси – горячая тема, которую мы часто обсуждаем в информационном эфире. Много разговоров о том, как навести порядок в этой сфере. Пассажиры жалуются на таксистов. Впрочем, замечания есть и со стороны водителей к нам, клиентам. Такси – транспорт общественный, а значит и вести себя в салонах машин нужно соответственно. Сегодня в «Политесе» обсуждаем правила этикета для пассажиров и водителей такси. У микрофона Татьяна Гусева, здравствуйте. И наш постоянный эксперт – педагог-консультант, специалист по этикету и протоколу Алена Гиль.
ГИЛЬ: Я бы хотела еще раз вернуться к одному из наших выпусков, где мы рассказывали об автомобиле. И мы с вами говорили о том, что в служебном автомобиле почетные места считаются места за водителем, вот первое по диагонали от водителя, оно считается самым почетным местом. А в частном автомобиле самым почетным местом для гостя или место хозяйки, оно считается рядом с водителем.
ГУСЕВА: Это основа основ.
ГИЛЬ: Да, основа основ, это такие глубинные вещи. И откуда они идут? Помните, мы с вами говорили – дистанция. Да, есть интимная зона общения, личная зона, общественная и социальная. И вот когда мы садимся рядом с водителем, это уже ну почти интимная зона общения, значит, вот мы вместе. И понятно, почему в частном автомобиле место считается почетным. Если хозяин меня пригласил в свой автомобиль как гостью, то я сажусь рядом, и мы будем там общаться. Когда я сажусь в служебный автомобиль по диагонали (а это значит большая дистанция), и мы подчеркиваем, что у нас служебные взаимоотношения: вы – водитель, я – пассажир. Или я – руководитель, вы – опять же сотрудник, вы – водитель.
ГУСЕВА: Это же правило и для такси распространено.
ГИЛЬ: Абсолютно, да. Уже крайне редко в такси кто-то садится на переднее сиденье рядом с водителем, в основном уже все-таки все садятся на заднее. И еще раз подчеркиваю, что это общественный транспорт, у нас с вами деловые взаимоотношения. То есть я хочу напомнить, что водитель – не хозяин автомобиля, и он лично вас не приглашает, он не открывает дверь, он не заботится о вас (если только это не чемодан, там и так далее). Водитель как сотрудник в данном случае, у него есть права. Заметьте, вот за рубежом очень часто в такси есть перегородки стеклянные.
ГУСЕВА: Да.
ГИЛЬ: Это с точки зрения а) безопасности, и б) с точки зрения конфиденциальности. Особенно если статус руководителя столь высок, что он продолжает работать, сидя в автомобиле, он поднимает стекло, чтобы его водитель, то есть конфиденциальность была обеспечена. Водитель имеет право тоже на конфиденциальность, он имеет право на вежливое обращение. Вы не знаете, вы видите его первый раз в жизни, и подозревать в нем хама, агрессора или там какого-то еще – это совершенно несправедливо. Поэтому что мы делаем? Заметьте, сейчас, когда мы входим в такси, очень часто таксист всегда говорит «добрый день» первым. На самом деле любой «добрый день», помните, входящий первым приветствует присутствующего.
ГУСЕВА: То есть пассажир должен первым поздороваться.
ГИЛЬ: Он не должен, теоретически или тот, или другой. Но когда я пользуюсь услугами такси, я еще не успела сесть, потому что, открыв дверь, ты не будешь кричать «здравствуйте» или «добрый день», но я открываю дверь, я начинаю садиться – он мне уже говорит «добрый день». Тем самым он устанавливает контакт. Я слышу его голос, я слышу его речь, и я понимаю, что человек воспитан. Слово «воспитан», но по крайней мере он учтив. Я подтвердила адрес, я села в тот автомобиль, и дальше каждый едет и занимается своими делами. Или, если он молчит, я, будучи взрослым и опытным человеком, я тоже сначала забрасываю свои сумки, сажусь и говорю: «Добрый день». Он вынужден мне отвечать, а значит вынужден установить со мной адекватный контакт. Я не думаю, что это страшная трата времени, что это страшная трата эмоциональных сил – просто и сказать «добрый день», и всё.
ГУСЕВА: Поздороваться.
ГИЛЬ: Вы знаете, у меня был период (если позволите, это мое личное впечатление), как правило, когда ты заказываешь такси, есть имя человека, который будет тебя везти. У нас много людей из разных стран, и у них бывают очень сложные имена. Но когда ты садишься и говоришь: «Здравствуйте, там такой-то, такой-то…», их это страшно изумляло. Они улыбались, начинали как-то общаться. Я поняла, что не всегда это хорошо, но это уже все давным-давно прошло. Вот то есть называть человека по имени, даже если ты его знаешь, наверное, у нас нет такого права, потому что мы с ним лично не знакомы.
Полноостью слушайте в аудиофайле