Уроки истории Первый результативный воздушный бой красных и белых
Персоны
В этот день 100 лет назад – 16 октября 1918 года – произошел первый результативный воздушный бой в истории Гражданской войны. Аэроплан красных марки "Сопвич" сбил в районе станции Шамары на Восточном фронте, в Заволжье, истребитель белых "Ньюпор-17". Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".
На борту самолета красных было два пилота – летчик Феоктист Граб и летчик-наблюдатель Ипполит Шульц. Собственно, благодаря меткому выстрелу Шульца, попавшему прямо в сердце вражескому летчику, и стала возможной эта победа. Сами победители считали, что за штурвалом "Ньюпора" был летчик из гуситской дивизии, то есть чех или словак из воевавшего в тех местах чехословацкого корпуса. Но на самом деле первой жертвой воздушной войны был прапорщик Петр Владимиров из 33-го корпусного авиаотряда Сибирской армии белых. Между прочим, накануне Владимиров выиграл бой с другим самолетом красных из 1-го Иркутского отряда (летчики Абузин и Грубер тогда с трудом вернулись на базу, их "Сопвич" получил 46 пробоин. То есть Владимиров стрелял метко, но не в самих пилотов. Любопытно, что за "умелые и хладнокровные действия" Абузин и Грубер получили по 500 рублей. Успех их коллег – Граба и Шульца – был оценен весомее: 10 тысяч рублей премии.
В целом активность авиации в годы Гражданской войны, особенно в сравнении с последующими войнами, была невелика. Так, в 18-м году авиаотряды 3-й Красной армии провели в воздухе всего-то 300 боевых часов. Интересно, что, вопреки сложившемуся представлению, численность и активность авиации Красной армии превосходила авиацию белых. Соотношение сил на разных фронтах в среднем – полтора к одному. В абсолютных цифрах – 452 аэроплана против 288. При этом всего за 3 года сражений имел место 131 воздушный бой, львиная доля которых падает на 1920-й. В результате этих боев авиация белых потеряла 20 машин, а сбила только 2 самолета красных.
Историки военной авиации полагают, что во многих случаях белые летчики просто уклонялись от воздушного боя, но вызвано это было не трусостью и, тем более, не отсутствием профессионального мастерства. А чем же тогда? Тонкая материя. Но первое поколение военных авиаторов – люди действительно и одного возраста, и одной судьбы, учившиеся вместе в немногих летных школах, знавшие, как правило, друг друга хотя бы в лицо – это была особая профессиональная каста, представители которой просто не хотели уничтожать друзей, коллег, тем более, в одном родном небе Отечества. Это к тому, что в рядах белых сражались признанные асы Первой мировой, георгиевские кавалеры, имевшие на своем счету по несколько сбитых германских и австрийских самолетов – Казаков, Сергиевский, Шебалин, Кованько, Гартман. И ни у одного на боевом счету – ни одной победы в воздушном бою против красных!
Но тогда, спрашивается, откуда такие показатели у красных? Да, за красных тоже в основном воевали летчики-офицеры того же, "царского", происхождения. Более того, статистика 18-го года показывает растущее число "перелетов на сторону" противника. Доверия дипломированные летчики бывшей царской армии вызывали мало, но красные активно занимались большевизацией летных школ, делая ставку на классово проверенных людей. И хотя это привело к потери качества подготовки, но массовость и готовность сражаться. как мы уже отметили, увеличились. Что и подтверждается, на первый взгляд, неожиданной статистикой. Если в 18 году – всего 6 воздушных боев и 1 сбитый в них самолет белых, то в 1920-м – уже 93 боевых столкновения и 12 поверженных противников.