Уроки истории "Все, взявшие меч, мечом погибнут": воззвание патриарха Тихона к СНК
Персоны
В этот день 100 лет назад – 7 ноября 1918 года – в первую годовщину Октябрьской революции патриарх Тихон обратился с воззванием к Совету народных комиссаров. Отношение патриарха к ней и к большевикам уже сформировалось и не единожды было высказано; патриарх уже предал анафеме советскую власть в январе 18 года. Но спустя год патриарх уже мог опираться в своем мнении на плоды, на результаты революционных свершений. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".
Эпиграфом обращения стали слова из Евангелия от Матфея "Все, взявшие меч, мечом погибнут". Далее по тексту обращения: "Целый год вы держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы. Вы обещали народу, изнуренному кровопролитной войной, дать мир "без аннексий и контрибуций". От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоевана, умалена, расчленена, и в плату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото..."
Прервем цитату. Денежные компенсации, выплачиваемые советской Россией кайзеровской Германии как условие Брестского мира, это отнюдь не умозрительное заключение патриарха. Наряду с эшелонами с продовольствием, большевики успели отправить в Берлин и вагоны с золотым запасом на сумму в десятки миллионов рублей. Надо ли говорить, что это обращение патриарха – не просто призыв стороннего для светской власти и жизни церковного деятеля, который может апеллировать только к нравственной стороне дела? Тихон выступает с вполне очевидных политических позиций, отстаивающих единство нации, единство российского социума.
Впрочем, духовная сторона дела тоже присутствует в этом обращении. Цитирую: "Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть и заглушили в нем сознание греха, но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния – убийства, насилие, грабеж, они всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями".
И далее патриарх вновь обращается к реалиям политической жизни: "Вы обещали свободу. Великое благо – свобода, если она правильно понимается как свобода от зла, как не стесняющая других и не преходящая в произвол и своеволие. Но все проявления истинной гражданской и духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это ли свобода, когда никто без особого разрешения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, переехать из города в город, когда семьи выселяются из домов, когда граждане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и разграбление? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили мученической смертью многие смелые церковные проповедники, голос общественного и государственного обсуждения заглушен, печать задушена".
Авторитет и влияние патриарха Тихона в тот момент были настолько сильны, что советская власть не решалась подвергнуть его уголовному преследованию. Это произойдет в марте 1922 года, когда Политбюро примет курс на разгром церковных организаций в стране и арест иерархов православного духовенства.