Уроки истории "Вместо тюрем – клиники оздоровления преступников"
Персоны
В этот день 100 лет назад – 26 ноября 1918 года – накануне первой годовщины создания в советской России народных судов, газета "Вечерние известия" определила задачи новой пенитенциарной системы. В двух словах замысел можно выразить так: "Вместо тюрем – клиники оздоровления преступников". Совершенно в духе персонажа знаменитого фильма о Гражданской войне "Служили два товарища", где герой – красный командир в исполнении Ролана Быкова – наивно рассуждает, что "при коммунизме тюрем не будет, ну, или оставят одну – для мировой контры, туда-сюда, а больше – незачем". Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".
Центральный орган ВЦИК писал: "Можно ожидать, что пролетариат, строя новую жизнь, смело и безжалостно уничтожая прогнившие формы старого времени, сможет разрушить и проклятое наследие царского режима – тюрьмы".
Прервем цитату. Откуда этот прилив прекраснодушия? Понятно, что годовщина создания новой судебно-правовой системы – это повод. Еще за несколько месяцев до этого главным в новшестве считалось принципиальная и безжалостная классовая направленность, беспощадная борьба с контрреволюцией. А в ноябре 18-го в газетах начинают появляться материалы прямо противоположные по содержанию: "В Верховном трибунале слушалось дело бывшего члена Ярославского Совета рабочих депутатов от меньшевистской фракции Шлефера по обвинению в агитации за разгон Ярославского совета. Шлефер утверждает, во-первых, что не мог это сделать по той простой причине, что Ярославский совет летом 1918 года был в большинстве своем меньшевистским. А во время белогвардейского восстания Шлефер отсутствовал в городе. Несмотря на то, что обвинитель Крыленко призывал трибунал верить свидетелям, а не версии обвиняемого, суд признал обвинение недоказанным по всем пунктам и после долгого совещания вынес ему оправдательный приговор".
Многие полагали, что всё это были сигналы, свидетельствовавшие об отказе от эксцессов "красного террора", На VI чрезвычайном съезде Советов была даже принята резолюция об отказе от такой радикальной политики. Выразилось это, впрочем, только в запрещении превентивных арестов, то есть взятия заложников. Всем арестованным отныне в течение 2 недель следовало предъявлять обвинения, и, если этого не делалось, то задержанных отпускали на волю.
Что касается радужных надежд на будущее безтюремное устройство общества, то "Известия" признавали: "К сожалению, в настоящее время банды хищников-спекулянтов, контрреволюционеров, профессиональных воров не дают возможности широко раскрыть двери тюрьмы. Однако мы ищем новые формы изоляции антиобщественных элементов путем создания учреждений, обстановка в которых оздоровляла бы их, приучая к труду, дисциплине, где в отношении каждого проводился бы полностью метод индивидуального исследования его духовной жизни. Для этой цели, – продолжала газета, – в ближайшее время начнет функционировать первый в советской России реформаториум, играющий роль показательной станции. Опыт, добытый в этой клинике оздоровления преступников, станет основанием для создания целого ряда реформаториумов".
Ну, а концовка статьи – просто прямая речь из упомянутого нами фильма "Служили два товарища": "С полным осуществлением социализма, когда собственность исчезнет совершенно и настанет царство труда, не будет мотивов для преступлений, и всякие места заключения окажутся ненужными". Без комментариев.