Уроки истории "Пролетарская революция" в Германии
Персоны
В этот день 100 лет назад – 5 декабря 1918 года – из Москвы в Берлин выехала делегация ВЦИК для участия в работе I Общегерманского съезда Советов. Еще месяц назад о таком триумфальном выходе в Европу большевики могли только мечтать. Казалось, сбываются надежды на то, что пролетарская революция в России распространится за ее пределы... Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".
Забегая вперед, этого не произойдет, хотя радикальный потенциал преобразований в Германии после свержения монархии и прихода к власти социал-демократов представлялся существенным. Во всяком случае, поначалу всё в новой Германии шло в том же направлении. Классовый принцип при формировании органов власти – а именно это и представляли собой Советы рабочих и солдатских депутатов. Социализация земли и промышленных предприятий. Впрочем, здесь немецкие социалисты изначально проявляли большую умеренность, считая, что, в первую очередь, промышленность надо восстанавливать, а не национализировать в обязательном порядке. Однако настроения в пользу социализации, то есть передачи в руки работников, заводов и фабрик, были очень сильны. Само собой – демократизация армии, выборность командиров, увольнение офицеров и генералов, не принявших переворот и не признающих республику.
Вопрос об армии, так же, как и в России годом ранее, был тогда ключевым для германского общества. Речь уже не шла о том, воевать или нет. Германия войну проиграла, но сотни тысяч вооруженных солдат и офицеров бывшей армии продолжали находиться на Востоке, на территориях, которые немцы оккупировали в марте 1918 года после подписания Брестского мира. Само по себе их присутствие в той же Прибалтике не могло не влиять на внутренние политические процессы, происходившие там. Неслучайно в этот же день нарком иностранных дел Чичерин в разговоре по прямому проводу со штабом западной армии настоятельно требовал добиваться "очищения германскими войсками оккупированной территории исключительно мирными путями". Учитывая сказанное выше, миролюбие большевиков становится понятным. Немецкие войска в тот момент с политической точки зрения рассматривались как братья по классу, как такие же рабочие и крестьяне, что и в России, одетые в солдатские шинели.
На самом деле, разобраться было сложнее. В Прибалтике в одночасье возникли боевые отряды так называемого ландсвера, составленные из немцев, в основном местных прибалтийских немцев, но не только. Эта вооруженная сила выступала и против красных, против советской власти, и против местных, соответственно, эстонских, литовских и латышских формирований, которые защищали вновь провозглашенный суверенитет Эстонии, Латвии и Литвы.
Обстановка была сложной. В ней с трудом разбирались даже сами участники событий. Так, в этот же день в Риге на подпольном заседании Центрального комитета социал-демократии Латвии было решено объявить о создании Временного советского правительства во главе с Петром Стучкой. Показательно, что, так сказать, предыдущем местом работы этого деятеля был российский наркомат иностранных дел. Стучка был заместителем Чичерина. Забавно, но это было второе по счету Временное правительство в стране.
18 ноября Народный совет Латвии провозгласил независимость Латвийской республики и сформировал кабинет министров во главе с Карлисом Улманисом. Войска этой республики воевали на одной стороне с местным немецким ландсвером против частей Красной армии и красных латышских стрелков. И в конце 18 года успех в этих боевых действиях был еще на стороне Красной армии.