Уроки истории Белое движение в Эстонии
Персоны
В этот день 100 лет назад – 6 декабря 1918 года – в Берлине в ходе уличных столкновений между солдатами-фронтовиками и офицерскими отрядами были убиты 16 человек, в том числе руководитель Союза красных солдат Будих. В тот же день произошло нападение на редакцию радикальной социалистической газеты Die Rote Fahne. По-русски – "Красное знамя". Это был центральный орган "Союза Спартака", который возглавлял Карл Либкнехт. События свидетельствовали, что революция по образцу и подобию российской в Германии встречает серьезное сопротивление. Во всяком случае, офицерство германской армии на фоне крушения империи и поражения в войне отнюдь не пребывает в растерянности. Наиболее активная его часть становится реальной политической силой, выступающей против социалистических преобразований в Германии. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".
Тысячи фронтовиков – их еще называли тогда иронично "отпускниками", поскольку военное командование официально объявило о предоставлении военнослужащим бывшего германского рейха отпусков – находились на территории Прибалтики, где тоже активно вовлекались в боевые действия. Конфигурация сил в этом регионе была весьма своеобразной. С одной стороны, структуры вновь провозглашенных суверенных республик – Эстонии и Латвии, с другой – отряды немецкого ландсвера, основу которых составляли упомянутые "отпускники" плюс белогвардейские части, составленные из военнослужащих бывшей русской армии. В данном случае, в Эстонии действовал так называемый Псковский Северный корпус, или русская добровольческая Северная армия. Общим врагом для них была Советская власть и, соответственно, Красная армия.
Формирование Северного корпуса началось еще в октябре 18 года с согласия германского командования. Под контролем этого корпуса тогда находились районы Пскова, Острова, Изборска, Режицы и Двинска. Командующий этой русской армией наделялся диктаторскими полномочиями, при этом назывались несколько кандидатур – генералы Юденич, Гурко, Келлер. Никто из них в тот момент возглавить эту "армию" не смог. Да и само ее формирование встречало большие трудности. Адмирал Пилкин вспоминал, что на просьбу штаба корпуса дать возможность использовать имеющийся под рукой бронепоезд главком эстонской армии Йохан Лайдонер отвечал: "Дайте независимость и тогда получите поезд". "И это говорит русский офицер!" – сокрушался адмирал.
Да, Лайдонер, эстонец по национальности, был полковником царской армии, но национальные чувства в нем преобладали. Тем более что белое движение выступало под знаменем "Великой единой и неделимой России", от этого принципа отказываться не собиралось, и в Прибалтике это приводило к серьезным проблемам. У белых армий, фактически, не было тыла, должного статуса, они в буквальном смысле сидели на пограничной полосе, отделяющей Эстонию от Советской России.
Впрочем, в этот день удалось подписать Договор о подчинении Северного корпуса эстонскому главнокомандующему и взятии ее на содержание эстонским правительством. К этому моменту помощи от Германии, по понятным причинам, уже не поступало. Разрозненные части – несколько тысяч человек – оставили вышеназванные русские города и скопились около пограничного эстонского города Валга. Вариант уйти с остатками немецкого ландсвера в Ригу был отвергнут, и корпус в результате оказался принятым на эстонскую службу.
Единственной, но существенной оговоркой в этом Договоре был пункт о том, что Северный корпус по окончании формирования примет присягу царю и русскому государству. Основные боевые действия – наступление на Петроград, уже во главе с Юденичем – начнутся спустя полгода, в мае 1919-го, и поначалу будут сулить большой успех.