Уроки истории Поучительная судьба генерала Гайды

28 декабря 2018, 05:39

Персоны

В этот день сто лет назад – 28 декабря 1918 года – на Восточном фронте части Сибирской армии генерала Гайды перешли в наступление против частей Красной армии и вынудили их отступить за реку Ирень. Это – в Пермском крае. Накануне белые взяли поселок Мотовилиха и вышли на подступы к Перми. Именно этот успех позволил адмиралу Колчаку, Верховному правителю России, назначить чешского генерала Радолу Гайду командующим основной боевой силой колчаковцев – Сибирской армией. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".

Революция и гражданская война в России вынесли на самые верхи, в руководство политическое и военное, самых разных и самых неожиданных людей. Сотни и даже тысячи иностранцев принимали в них самое активное участие, причем выступая на обеих сторонах. Тут, как говорится, и красным, и белым было кого предложить россиянам в качестве примера для подражания.

Судьба генерала Гайды в этом смысле и показательна, и поучительна. Во-первых, почему считается, что он – чех? Мать – черногорка (читай, сербка). Отец Иоганн Гайдль – австриец, унтер-офицер. Гайда еще в 1915 году добровольно перешел на службу в Черногорскую армию, сражавшуюся на стороне России. Год спустя прибыл в Одессу и поступил на русскую службу. Попал в Чехословацкую бригаду, созданную из западных славян-добровольцев, симпатизировавших России. В мае 1918-го стал одним из организаторов того Чехословацкого корпуса, который принял активное участие в революционных событиях в России на стороне белых. Так, Гайда руководил восстанием в Ново-Николаевске (ныне Новосибирск), в ходе которого была свергнута советская власть.

В качестве командующего Сибирской армией Гайда оказался в эпицентре событий. Весной 1919 года он одержал ряд побед в Закамье и Пермском крае, в результате чего колчаковцы вновь вышли к берегам Волги, в районе Казани. Это был, пожалуй, один из самых критических для большевиков моментов Гражданской войны. Тогда родилось это, знаменитое – "республика в кольце фронтов". Однако из-за отсутствия должной координации планов между Колчаком, Деникиным и Юденичем, слаженного совместного наступления на Москву белым осуществить не удалось. А после отступления деникинцев, которое поставило под угрозу фланг и тыл сибирских частей, Гайда начал поспешный отход на восток, оставив и Пермь, и Екатеринбург.

Между военачальниками белых начались дрязги, перестановки. В июле 1919-го Гайда был отстранен от командования Сибирской армией – "увольняется по болезни в отпуск", а вскоре даже арестован. Но ненадолго. Однако званий и наград Колчак его лишил. Оказавшись во Владивостоке, словно жаждая реванша, Гайда возглавил эсеровский левый мятеж против Колчака. В ноябре 19-го, благодаря содействию союзных миссий, был депортирован в Чехословакию, принят на военную службу этой вновь возникшей страны. Пользовался известностью и вызывал подозрения у властей. Президент Масарик опасался, что не скрывавший своих консервативных правых взглядов Гайда устроит в Чехословакии военный переворот. Чтобы нейтрализовать строптивого генерала, против него в 1926 году завели дело, внимание, по обвинению в шпионаже в пользу Советского Союза. Дело закончилось ничем. А Гайда пустился во все тяжкие – возглавил пронацистскую партию в Чехословакии, требовавшую очищения страны от немцев и евреев. Стал членом парламента. После оккупации Чехословакии нацистской Германией ушел из политики, тайно поддерживал движение Сопротивления. В 1947 году был приговорен уже народным судом к 2 годам заключения за якобы сотрудничество с гитлеровцами. Скончался через год после отбытия наказания, похоронен на Ольшанском кладбище Праги.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация