Уроки истории "Мятеж Осипова" в Ташкенте
Персоны
В этот день 100 лет назад – 16 января 1919 года – в Ташкенте назревали важные события. Составился антисоветский заговор. Эпизод малоизвестный в истории Гражданской войны, но по-своему уникальный. Судите сами. Руководящий орган восстания "Совет пяти" состоял из бывших офицеров старой русской армии и советских деятелей Туркестанской республики. То есть, с одной стороны, два полковника – Цветков и Руднев, а с другой – комиссар железнодорожных депо Агапов, совслужащий Тишковский и военком республики Константин Осипов. Он, кстати, и стал ключевой фигурой восстания. В историографии оно даже чаще упоминается как "мятеж Осипова". Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".
Напомним, в ноябре 17-го в результате вооруженного переворота в Ташкенте была установлена советская власть. В правительство Туркестанского края вошли большевики и левые эсеры. Но к началу 1919 года край оказался отрезанным от Советской России. В Ферганскую долину пришли отряды басмачей во главе с Курбаши Мадамин-беком. На юго-западной границе появились английские оккупационные войска, занявшие Ашхабад, в Семиречье активизировалось местное казачество. В общем, еще в конце 18 года в Ташкенте возникла подпольная туркестанская военная организация – ТВО, состоявшая еще из сугубо антисоветских элементов, бывших чиновников и офицеров. Деятельность ТВО, правда, удалось быстро пресечь. Местная туркестанская ЧК тогда раскрыла заговор.
А вот январские события 19 года пошли по другому, можно даже сказать, детективному сценарию. Всё было загадочно и неопределенно – в силу участия в заговоре легальных советских руководителей. Тут интересны мотивы. Упомянутый Василий Агапов, член РСДРП с 1903 года, человек, лично знакомый с Лениным, оказывается, был недоволен присланными из Москвы комиссарами. Очевидно, они умаляли его, Агапова, авторитет и влияние среди рабочих. Константин Осипов был человеком молодым, всего 22 года, офицер военного времени, прапорщик. Он активно проявил себя в 18 году, участвовал в подавлении Кокандского восстания, разгроме белоказаков полковника Зайцева под Самаркандом. Амбициозный, решительный, с наполеоновскими планами. Он сразу вышел за рамки отведенной ему роли. А роль эта была незавидная. Полковники Цветков и Руднев хотели использовать Осипова на начальном этапе, с тем чтобы потом арестовать и ликвидировать как соперника. Но Осипов сам переиграл всех.
Чем не детектив, если ситуация накануне восстания была такова. Большевистское правительство Туркестанского края в курсе, что готовится мятеж. Просто потому что его готовит военком края. Константин Осипов уверяет, что держит процесс под своим контролем. Сам при этом остается вне подозрений. Более того, в тот день в руки местной ЧК попадает гимназист Виктор Ботт – он занимался тайной переправкой оружия заговорщикам. Этот паренек оказался младшим братом адъютанта военкома, и вышло так, что, по приказу председателя Совнаркома Туркестанского края Фигельского, оба брата, вместо допроса и выяснения деталей, были просто выданы на поруки тому же Константину Осипову, который понял, что надо форсировать события.
В ночь на 17 января Осипов отдал приказ захватить арсенал и госучреждения Ташкента. Выяснилось, что мятежники располагают внушительными силами – около 2 тысяч человек. В этой ситуации правительство края – 14 комиссаров во главе с Фигельским – принимают решение укрыться в штабе военкома, не предполагая, что он и есть самый главный заговорщик. Осипов хладнокровно отдал приказ расстрелять комиссаров, который тут же был приведен в исполнение.