Уроки истории Атаманша Маруся – террористка, курсистка и просто красавица
Персоны
В этот день 100 лет назад – 30 января 1919 года – на Украине, где в тот момент схлестнулись как минимум четыре политических силы – петлюровцы, махновцы, большевики и белогвардейцы-деникинцы, объявилась атаманша Маруся. Настоящее имя – Мария Никифорова, анархистка со стажем: еще в 1908 году при царской власти была приговорена к пожизненной ссылке за участие в террористических акциях. Бежала, жила в Японии, США. Оказавшись во Франции, каким-то образом сумела окончить офицерскую школу. В декабре 17 года отряды атаманши Маруси установили советскую власть в Харькове, Екатеринославле и Александровске (ныне Запорожье). Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".
Колоритнейшая фигура, знаковый персонаж, Никифорова потом станет прототипом "героинь" гражданской смуты. Соратница Нестора Махно – с одной стороны, а с другой – старый добрый товарищ еще по подпольной работе такого видного большевика, как комиссар Антонов-Овсеенко. Он, кстати, дважды спасал Никифорову от революционного суда.
Но в январе 19-го его влияния оказалось мало. Газета "Известия" в те дни рассказала о судебном процессе в Московском ревтрибунале над Никифировой. Поясним. После поражения советской власти на востоке Украины весной 18 года атаманша Маруся уехала в Саратов, но была арестована и отправлена в столицу. Ей вменялись в вину дискредитация советской власти, непомерная жестокость и своеволие во время событий декабря 17-го. Впрочем, всё было очень непросто. Даже обвинитель на суде, большевик Катаньян признавал: "Трагедия, которая разыгралась на Юге, состояла в том, что в один кулак собрались и те, кто выступал под маской защиты пролетариата, и белогвардейцы, и пособники немцев, и оказавшиеся не на должной высоте советские сотрудники. Все они теперь пытаются свести счеты или прикрыть свои позорные действия – мародерства и убийства, перекладывая ответственность на Никифорову".
Очень любопытное дело. С одной стороны, суд признает за Никифоровой вину в бандитизме и грабежах, но уточняет, что этим занимались все, не только ее отряд. Однако своеволие и самобытность атаманши Маруси были налицо. И суд признал ее виновной "в дискредитировании советской власти своими поступками в некоторых случаях, а также в неподчинении советским органам на местах в сфере военных действий". Обвинения в грабежах и насилии сочли недоказанными. В результате трибунал приговорил Никифорову всего лишь к лишению права занимать ответственные посты в советских инстанциях в течение полугода. После чего она тут же уехала на Украину.
Поразительно, насколько различно восприятие Никифоровой. С одной стороны – "засидевшаяся курсистка, острый нос, впалые щеки, блузка и юбка, а на поясе – револьвер". С другой стороны – "красавица, причем чертовски красива – лицо цыганского типа, с пышной грудью". Да, Никифорова стала легендой. Так же, как и ее отряд. Все отмечали, что бойцы хорошо одеты, многие – в офицерских френчах, всегда накормлены, тогда как даже регулярные части Красной армии пребывали тогда, что называется, на подножном корме. Да, атаманшу Марусю считали своей многие сторонники красных, но белых то же, не говоря уже о черных, то бишь анархистах.
В июне 19 года армия батьки Махно, в которой сражался отряд Маруси, была объявлена советской властью вне закона. Никифорова укрылась в Крыму, где тогда сидели белые. Организовала партизанское движение. В начале осени того же года была схвачена, отдана под суд и приговорена к смертной казни через повешение – за принадлежность к анархистам-коммунистам.