Уроки истории "Патронов у нас не хватит. Из винтовок стрелять надо": судьба автомата Фёдорова

1 февраля 2019, 06:29

Персоны

В этот день 100 лет назад – 1 февраля 1919 года – на заседании Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной армии было принято решение: "Разрешить возобновление изготовления на Ковровском пулеметном заводе ружей-пулеметов системы Фёдорова и Мадсена, заказанных по контракту с Первым русским акционерным обществом ружейных и пулеметных заводов в январе 1917 года". Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".

Речь о малоизвестном в те времена новом для пехоты оружии. Позднее оно получит название автомата Фёдорова и будет состоять на вооружении Красной армии до 1928 года.

Но о Фёдорове – чуть позже. Протокол заседания "чрезвычайки" по снабжению содержит любопытные детали. Цитирую пункт второй постановления: "Разрешить Первому русскому акционерному обществу ружейных и пулеметных заводов во исполнение заказа передать часть его заводу Датского синдиката в Копенгагене". Получается, что кавалерийская атака большевиков на частный капитал не затронула оборонное производство. Более того, несмотря на дипломатическую изоляцию Советской России, кооперация в сфере реального производства – налицо. Причем в такой специфической сфере, как военная.

Решение о производстве автомата Фёдорова на Ковровском заводе было принято в момент серьезного обострения боевых действий в Закамье и Приуралье. Колчаковцы наступали на Пермь. От своевременного снабжения частей Красной армии оружием и боеприпасами зависело многое. Поэтому неудивительно, что на том же заседании было принято еще одно вынужденное решение: "Зампредревоенсовета Склянскому. С ижевских заводов сообщают о вакханалии требований винтовок разными частями войск и отделов снабжения. Комиссар Ижевского завода Гроздев просит категорически указать ему, чьи наряды подлежат исполнению, а чьи – нет. Во избежание недоразумений и путаницы необходимо установить какой-то порядок". Показательно, что Лев Красин в этой ситуации предлагал "запретить войсковым частям обращаться напрямую к оружейным заводам с требованиями выдачи оружия". Очевидно, что ситуация была критической.

А что касается автомата Фёдорова, то у этого изобретения – сложная судьба. Полковник царской армии Владимир Фёдоров испытал первые образцы автоматической винтовки еще в 1911 году. Спустя 2 года создал под нее особый патрон 65-миллиметрового калибра. Но в производство эти образцы не пошли. Император Николай II, оказавшийся однажды на лекции Фёдорова в Михайловском артиллерийском училище, назвал автомат оружием неперспективным: "Патронов у нас не хватит для автоматов, из винтовок стрелять надо". Фёдорова отправили за границу закупать иностранное вооружение и получать лицензии.

В январе 1916-го Фёдоров вернулся в Россию и, на свой страх и риск, в мастерских Ружейного полигона офицерской стрелковой школы начал производство усовершенствованного ружья-пулемёта, привлек к этой работе инженера Дегтярёва, который впоследствии станет более удачливым и знаменитым изобретателем автоматического оружия. В результате в декабре 1916 года на румынский фронт была отправлена рота Измайловского пехотного полка, вооруженная новыми автоматами Фёдорова. Но серийное производство, как видим, началось при Советской власти на Ковровском заводе. Он, кстати, в настоящее время носит имя ближайшего помощника Фёдорова – Василия Дегтярёва.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация