Уроки истории "Кто они – комиссары или генералы?": фельетон о Ворошилове
Персоны
В первые дни февраля 100 лет назад – в 1919 году – в советскую печать, на первый взгляд, неожиданно, вернулся старый газетный жанр – фельетон. Объектом критики стали не только мелочи жизни или едкое высмеивание бюрократизма и волокиты, что потом станет привычным, но крупные советские деятели, в том числе военные. Вроде бы, ситуация к этому совершенно не располагала. Ситуация на фронтах Гражданской войны была сложной, противоречивой. Весь 19-й год чаша весов будет склоняться то в сторону красных, то в сторону белых. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".
Однако астраханская газета "Коммунист", орган городского комитета большевистской партии, опубликовала корреспонденцию под едким заголовком "Кто они – комиссары или генералы?". Уточним, губернаторы, генералы, священники тогда были идеологическими ярлыками, считались царскими сатрапами; всё это были символы власти помещиков и буржуев. И выглядело это совсем не смешно. Тем более, что критике подвергся не кто-нибудь, а командарм Ворошилов Климент Ефремович: "За последнее время через Царевский уезд Астраханской губернии из Царицына проезжает много комиссаров и должностных лиц. Все они снабжены мандатами, дающими им неограниченные полномочия. И почти все они, точно сговорившись, заявляют, что едут в Москву для доклада. Случается, что за один день проезжают до 50 таких начальников. Причем всякая такая кавалькада "для доклада" выглядит необыкновенно пышно. Кроме того, обилие роскошных карет, запряженных тройками и даже шестерками лошадей, бесчисленное множество адъютантов, комиссарской свиты, еще большее число чемоданов и сундуков, богатейшее обмундирование. И все это сопровождается грубыми старорежимными требованиями к местному трудовому населению, повелительными окриками. Особенной пышностью и творимыми безобразиями отличался проезд по Царевскому уезду товарища Ворошилова (бывшего командира 10-й армии). Точно как в былые времена, словно астраханский архиерей, проскакал товарищ Ворошилов на резиновых шинах с шестеркой вороных. За ним следовало около 10 карет со свитой, а сзади тянулся хвост подвод числом до 50, со множеством тяжеловесных чемоданов и сундуков".
Прервем цитату. Ворошилов на царицынском фронте в контексте присутствия там Сталина в качестве комиссара – эпизод, пожалуй, из самых известных. В том числе из-за их постоянных конфликтов с председателем Реввоенсовета Троцким и его подчиненными, которые, в отличие от Ворошилова и Сталина, делали ставку на привлечение к ответственным должностям в Красной армии военспецов, то есть бывших царских офицеров и генералов. И вот такой неожиданный "залп" по Ворошилову с намеком на его "генеральство". Потому что дальше – больше: "Ворошилов ведет себя, как французский король Людовик XVI. Почувствовав, что зашатался его трон, он явился в Учредительное собрание в пышных одеждах и с огромной свитой. Так же пышно и торжественно въезжал 2 года тому назад в Москву генерал Корнилов накануне падения буржуазно-генеральской власти". Поразительно, если бы это были инсинуации белогвардейской прессы, но это же пишет астраханская газета "Коммунист". И получается, что она пророчит скорую гибель и Ворошилову, и прочим.
С другой стороны, заканчивается статья назидательно и политически грамотно: "За 2 года революции пора понять, что смысл лозунга "Вся власть Советам" не в том, чтобы в какой-нибудь Астрахани заменить царского губернатора Веретенникова новым губернатором Ворошиловым, только что под названием "комиссара". Время, когда каждый правитель на местах чувствовал себя "хозяином своей вотчины" и помыкал на каждом шагу трудовым населением, прошло, и опьянённым властью товарищам пора понять, что они – работники, а не хозяева".