Уроки истории Заговор в штабе 4-й армии РККА: кто помог раскрытию?

8 февраля 2019, 05:47

Персоны

В эти дни февраля 100 лет назад – в 1919 году – внимание общественности было привлечено сенсационным сообщением о раскрытии антисоветского заговора в штабе 4-й армии РККА. "Вечерние Известия" – центральный орган ВЦИК – опубликовал обширное интервью с председателем следственной комиссии Революционного трибунала при ВЦИК Еленой Розмирович. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".

Любопытная деталь: она была женой Николая Крыленко, председателя Ревтрибунала, первого главкома РККА, но речь – не о семейственности в большевистском руководстве. Это как раз воспринималось тогда нормально, с учетом дореволюционной подпольной борьбы, в которой многих революционеров связывали между собой и личные отношения.

Цитирую интервью: "В августе минувшего 1918 года военным контролем 4-й армии был раскрыт заговор, во главе которого стояли дежурный генерал при штабе армии Буренин и начальник артполка Уральской дивизии Бредихин. Первый при старом режиме был начальников Главного разведывательного отделения. В качестве помощников принимали участие помещики Ланин и братья Усачёвы. Целью заговора было открыть наш красный фронт уральским казакам атамана Дутова".

Прервем цитату. Зачем привлекать внимание к событию полугодичной давности, тем более, отнюдь не исключительному? Подозрительное отношение к перешедшим на сторону красных офицерам и генералам царской армии строилось же не на пустом месте. Дмитрий Емельянович Буренин, потомственный казак, в Первую мировую служил сотником, попал в австрийский плен, вернулся на родину в 17-м. Получил чин штабс-ротмистра. После Октябрьской революции вступил в РККА и был назначен начальником разведотделения штаба 4-й армии. То есть указаний на службу Буренина в контрразведке царской армии нет, есть указание на такую службу в Красной армии. 4-я армия находилась тогда на переформировании и передислокации. И первая же попытка Буренина наладить контакт с близкими ему уральскими казаками была пресечена. 20 августа 1918 года во время попытки вывести с позиций кавалерийский полк Бредихина и тем самым открыть белоказакам фронт Буренина арестовали и тут же расстреляли. Бредихину же удалось бежать к противнику.

Спрашивается, что же расследовала полгода спустя комиссия Елены Розмирович? Оказывается, подоплёка запоздалого признания заговора в штабе 4-й армии (что само по себе – репутационная потеря) – перевести стрелки на заклятых друзей по революции, эсеров.

Продолжим цитату: "Интересна в этом заговоре роль партии эсеров, отдавших свой боевой опыт подпольной работы при царизме на организацию теперь белогвардейско-офицерских и кулацко-помещичьих элементов". Итак, авантюра ротмистра Буренина стала поводом для дискредитации социалистов-революционеров. Свежа была память об их легитимности. Эсеры победили на выборах в Учредительное собрание. Поэтому Розмирович сообщает: "Во главе организации стояли бывший товарищ министра земледелия при Временном правительстве Ракитников". Но самое интересное – "искренние социалисты-революционеры, попадая в этот заговор и натыкаясь в нем на бывших приставов, помещиков, офицеров, начинали понимать, какую неблаговидную роль играют эсеры в этом деле".

И еще одно, неожиданно звучащее теперь, откровение представителя Ревтрибунала: "В заговоре было немало людей, которым просто было нечего есть (главным образом, офицерство). Этот шаткий элемент и помог тому, что вся организация была скоро раскрыта".

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация