Картинка

Уроки истории Ложные доносы на соседей как дискредитация советской власти

26 февраля 2019, 07:51

Персоны

В эти дни 100 лет назад – в конце зимы 1919 года – в советской печати было особенно много публикаций на тему соблюдения революционной законности. Некоторые случаи явно выбивались из ряда вон, если думать, что закон этот целиком и полностью стоял на партийной и классовой стороне. Пример – дело о ложном доносе с целью овладения жилплощадью: "В ноябре 18-го года группа лиц – все коммунисты – решила устроить общежитие, и с этой целью реквизировало в Уланском переулке Москвы номера, принадлежавшие до революции частному лицу, имевшие 18 комнат. Комнаты эти сдавались поштучно и посуточно. И среди долголетних обитателей этих номеров были некий Световостоков, проживавший с женой, и бывший прапорщик Чубайс с престарелой матерью". Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести ФМ".

Если кто-то подумал, что суть дела в незаконной экспроприации, то нет. Это не обсуждалось, это было в порядке вещей. Нарушение было в другом: "Вскоре после устройства общежития, разбирая вопрос о выселении квартирантов не коммунистов, коммуна попросила Световостокова осветить ей личность бывшего прапорщика". И вот тут-то началось: Световостоков дал крайне нелестный отзыв о соседе. Заявил, что, будучи еще юнкером во времена Керенского, Чубайс ездил в Нижний Новгород с карательной экспедицией для расстрела рабочих, о чем Световостоков уже доносил в ВЧК, но оно почему-то не отреагировало.

В результате на основании этих, прямо скажем, довольно туманных обвинений коммуна, не имея на то ни полномочий, ни ордера, по собственному решению арестовала бывшего прапорщика. Он просидел в Бутырках более трех недель, и был отпущен за недоказанностью проступка. После этого в квартирном конфликте наступил коренной перелом. ВЧК арестовало уже доносчика, Световостокова, и именно по обвинению в ложном доносе. Все остальные коммунисты, создавшие коммуну в номерах по Уланскому переулку, также были задержаны, но вскоре освобождены по причине – внимание! – что действовали по замыслу и указаниям Световостокова. Уже любопытно. От перемены мест заказчиков и исполнителя – сумма существенно меняется. Световостоков чистосердечно признался, что оговорил соседа, имея к нему личные счеты, а, главное, никакими фактами антисоветских действий со стороны прапорщика не располагает.

Московский революционный трибунал признал Световостокова в ложном доносе, который – и это самое важное – "грозил печальными последствиями не только оговоренному, но и являлось дискредитацией советской власти". Суд приговорил доносчика к тюремному заключению сроком на три месяца и лишением прав занимать в течение трех лет какую-либо ответственную должность в советских учреждениях.

На этом показательно выглядит и еще один приговор, вынесенный в те дни тем же Московским ревтрибуналом. Тут фигурантом был персонаж более чем известный – лидер партии левых эсеров, видный революционер Мария Спиридонова. Она была арестована за клевету на советскую власть, выступавший в суде один из вождей большевистской партии Николай Бухарин назвал речи Спиридоновой погромными: "Зиновьева и Троцкова она прямо называла палачами, указывала, что советская власть ничем не отличается от царской".

Однако приговор был весьма мягким. Публичные высказывания Спиридоновой были признаны вредными в условиях борьбы с мировым капиталом, но, принимая во внимание "ее болезненно-истерическое состояние, не преследуя цели отмщения и причинения Спиридоновой излишних страданий, суд приговорил изолировать ее от общественной и политической жизни сроком на один год с помещением – ни за что не догадаетесь куда – в санаторий с предоставлением возможностей для физического и умственного труда".

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация