Уроки истории Власть Советов во всемирном масштабе

5 марта 2019, 07:24

Персоны

В этот день 100 лет назад – 5 марта 1919 года – в Москве продолжил свою работу I конгресс Коммунистического интернационала. Это была третья по счету в истории рабочего движения попытка объединить усилия в мировом масштабе. I Интернационал, созданный Карлом Марксом, самораспустился после 12 лет постоянных споров с бакунинцами и анархистами. Второй, просуществовав четверть века, прекратил свое существование с началом Первой мировой войны. III Интернационал уже целиком и полностью базировался на идейной и организационной основе, выработанной российскими большевиками. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести ФМ".

Целью новой организации было провозглашено установление пролетарской диктатуры в форме власти Советов во всемирном масштабе. Методами достижения цели была названа не прекращающаяся классовая борьба, которую следует вести как мирным путем, так и в форме вооруженного восстания. В идейном плане создание III Интернационала означало окончательное расставание коммунистов с социал-демократами и социалистами. Последние остались при своих интересах и взглядах, которые вскоре позволят им восстановить Второй (социалистический) интернационал. А коммунисты, в свою очередь, определят для себя в качестве основной задачи непримиримую идеологическую борьбу с социалистами, называя их социал-предателями, сторонниками компромисса с буржуазией.

Борьба против вчерашних союзниками по революции выразится в том числе и в новом прочтении привычных вроде бы терминов, считавшихся синонимами. Коммунисты – это настоящие марксисты, борцы за торжество пролетарских идей, а социалисты – соглашатели, двурушники, ищут классового мира, стоят за какой-то народный капитализм. В решениях, принятых на I съезде III Интернационала, были четко обозначены методы борьбы с ревизионистами и оппортунистами, то бишь социал-демократами и социалистами. Главным идейным врагом был назван II Интернационал, и это несмотря на то, что он в тот момент еще не был даже возрожден как действующая организация.

На съезде присутствовали делегаты от 35 партий из 21 страны мира. Они были разделены на две категории – с правом решающего голоса и с голосом совещательным. Любопытно, что фактическое представительство не всегда совпадало с количеством решающих голосов. Так, делегация РКП (б) состояла из шести человек – Ленин, Троцкий, Чичерин, Бухарин, Зиновьев, Сталин, – но имела пять голосов. Тогда как единственный представитель Социалистической рабочей партии Америки – Борис Рейнштейн – тоже имел 5 голосов. Конечно, это было отражением степени важности той или иной партии в глазах учредителей конгресса. А американская социалистическая рабочая была тогда в первой тройке самых мощных и многочисленных рабочих партий в мире. Другое дело, что официальных полномочий у Рейнштейна не было. Более того, уроженец России, уехавший в начале века в Америку в иммиграцию, вернулся на родину летом 1917 года в составе миссии Красного креста, включился в революционные события, вступил в РКП (б) и на момент проведения съезда служил начальником отдела пропаганды мировой революции в большевистском правительстве. Да и потом жил в СССР.

То же самое можно сказать о Христиане Раковском, представлявшим Болгарию, но работавшим в советском наркомате иностранных дел, об Иосифе Уншлихте, делегате от Польши, но при этом члене коллегии Наркомата внутренних дел РСФСР. Многие иностранные участники съезда по его окончании остались в Советской России, и почти все они разделили трагическую судьбу жертв сталинских репрессий в середине 30-х годов прошлого века.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация