Русский музей Осень русского средневековья

10 марта 2019, 13:10

Выставка, посвященная сакральному искусству XVII столетия, представляет произведения исключительно из фондов Русского музея, многие них – впервые или с новой атрибуцией. Обширная коллекция книг, предметов ювелирного искусства, лицевого шитья, иконописи, монументальной живописи XVII века, формировавшаяся постепенно с момента основания музея, дает всестороннее представление о путях и особенностях развития искусства этого времени.

Хранители отдела древнерусского искусства Русского музея, решив представить публике богатейшее разнообразие собрания, решили назвать экспозицию "Осень русского средневековья". Осень – время плодов.. И еще адресуясь к 100-летию выхода знаменитого труда голландского философа историка культуры Йохана Хёйзинги "Осень средневековья". При входе на экспозицию посетитель получает возможность вспомнить главные события VII века на Руси, чтобы размышлять о том, как они могли сказаться на развитии искусства.

Конец московской династии Ивана Калиты, смутное время, самозванцы, войны. Появление новой династии Романовых. Начало освоения Урала и Сибири. Разработка месторождений и новые типы производства. Появление инструментальной музыки, театр, гравюра, появление в Москве художников-иноземцев. VII век – это рывок России из древности в век просвещения. Организаторы выставки предложили посетителю художественный образ этого движения: царские врата. Их несклько, каждый памятник – шедевр мастерства резчиков и живописцев.

1613 год – избрание на царство Михаила Федоровича. Стране нужен экономический подъем, умиротворение и покой. Появляются иконы, прославляющие чудотворцев, основателей монастырей. Восстанавливаются разрушенные храмы, Храмовые фресковые циклы на экспозиции представлены несколькими фресками, спасенными уже от варварства в XX веке.

В VII веке слово "художество" приобрело особое значение. "Премудрым художеством" стали называть всякое иконописание, "образотворение". Помним, иконы в средневековой Руси гораздо больше, чем в Византии были прежде всего книгами для неграмотных. Смею предположить, что сегодняшний посетитель музея по большей части не вполне владеет грамотой чтения иконописи. Но красота древнего письма подвластна сердцу.

"Какая красота",- это чаще всего слышишь и встречаешь в книге отзывов посетителей. И еще восхищение мастерством реставраторов. Часть икон специально представлены открытыми, чтобы можно было видеть работу реставраторов. Очень украшают залы произведения мастеров строгановской школы. Есть те, что выставляются впервые. Как например, складень из резной кости рядом со знаменитым трехстворчатым складнем Богоматери Владимирской с клеймами праздников и фигурами святых.

Вспомним, в тяжелые времена на Руси возрастала роль Богородичных икон. Особенную роль при становлении династии Романовых сыграла икона Феодоровской Божей Матери. В списке избрания на царство молодого боярина Михаила Федоровича говорится, что решение им было принято лишь благодаря заступничеству Феодоровской иконы, которой благословила его мать, Инокиня Марфа.

С воцарением династии Романовых появился еще один тип семейных образов, на которых были представлены святые, соименные всем членам царствующего рода. Самой ранней является икона, созданная как моленный образ семьи Михаила Федоровича. Там представлен и Алексий – человек божий, в честь которого был наречен первый сын и будущий царь Алексей Михайлович. На экспозиции представлено около 500 произведений из собрания Русского музея от Смутного времени до 1700-х годов. Все в рассказе объять невозможно. Но еще одно подчеркнуть необходимо. В VII веке русские мастера при работе над стенными росписями широко использовали западноевропейскую гравюру.

Для русской культуры XVII века, начавшегося смутным временем и завершившегося петровскими преобразованиями, свойственно нарастание индивидуального, личностного начала, появление в иконописи черт иллюзионизма, усиление связей между живописью и иконописью, большой интерес ко всему западноевропейскому, небывалое внимание к детализированному мелочному письму. Зритель сможет познакомиться с основными явлениями художественной жизни XVII века, узнать о развитии разных центров.

При взгляде на роскошно оформленные напрестольные Евангелия, драгоценные, с рубинами, алмазами и изумрудами, оклады икон, недосягаемые по мастерству исполнения памятники иконописи, трудно поверить, что XVII век — это не только небывалый расцвет, но, вместе с тем, пышный закат средневековой культуры. Одна из ярчайших примет своеобразия иконописи XVII века — это исключительное обилие имен.

От XVII века до нас дошли сотни подписных икон и произведений декоративно-прикладного искусства. На выставке представлены иконы кисти Симона Ушакова, Прокопия Чирина, Никифора Савина, Тихона Филатьева, Кирилла Уланова, Никиты Павловца, произведения лицевого шитья, исполненные в мастерских Анны Ивановны Строгановой, царицы Евдокии Лукьяновны, боярыни Анны Ильиничны Морозовой, работы ювелиров Андрея Бланкенстена, Ивана Юркина и других мастеров.

В эту эпоху прослеживается нарастание противоречий, усиление полярности художественных явлений. Погружение в художественный мир Осени русского средневековья позволяет по-новому увидеть эпоху петровских преобразований, осознать, что основание и строительство Петербурга, а также процесс обмирщения искусства в XVIII столетии были органичным следствием духовных поисков человека XVII века.

­Осень русского средневековья ­Расцвет и закат средневековой культуры

Русский музей. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация