Уроки истории Право "сартов" на самоопределение
Персоны
В этот день 100 лет назад – 25 марта 1919 года – в газетах публиковали материалы завершившегося накануне VIII съезда РКП(б). Он проходил в сложной обстановке. На востоке начался "Белый потоп" – так называли крупное наступление колчаковских войск в Заволжье. В Поволжье и на Дону вспыхнули восстания. Политика продразверстки и нейтрализации середняка себя не оправдала. Но, кроме военного положения, проблем военного строительства и необходимости менять отношение к основной крестьянской массе, большевики, следуя марксистской логике, обсуждали и новую программу партии. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести ФМ".
Необходимость в ней была вызвана реализацией предыдущей программы – захвата власти и установления диктатуры пролетариата. Теперь нужно было выработать новую стратегию – перехода от капитализма к социализму. Тут для начала возникли споры не столько об экономике и социальной сфере, сколько о межнациональных отношениях. Газета "Коммунар" опубликовала обширные выдержки из доклада Ленина на съезде по вопросу о самоопределении наций: "Буржуазия обманывала трудящиеся массы, что москали – шовинисты. Надо разбить этот обман. У нас башкиры, киргизы, сарты, целый ряд других народов, которые до сих пор находятся под влиянием своих мулл. Сейчас мы должны признать право каждой нации на самоопределение. Признавать такое право только за трудящимся классом – значит признать то, чего в действительности нет ни в одной стране, кроме России. Получится не программа, а прокламация".
Фраза витиеватая, в ней стоит разобраться. Во-первых, обращает на себя внимание конкретное перечисление национальностей, в которых нет ни украинцев – хотя вроде бы им адресовано ироничное ленинское "москали", ни белорусов, ни прибалтийских наций, а есть народы, обитавшие на востоке бывшей империи. При этом с уточнением их религиозной принадлежности – мусульманской. В свою очередь, нам уже надо бы уточнить, кто такие "сарты" которых упоминает Ленин. Это – общеупотребимое до революции наименование населения Средней Азии, в основном оседлых узбеков и проживавших на равнине таджиков. То есть Ленин спокойно пользуется формулой того самого имперского шовинизма, с которым предлагает бороться по причине его обманчивости.
Не менее любопытно: щекотливый вопрос о самоопределении Ленин ставит только именно в этом – восточном – контексте. Не потому ли, что на тот момент самоопределение в других бывших национальных окраинах России так или иначе уже состоялось? И в Прибалтике, и в Закавказье, и на Украине были провозглашены национальные демократические республики. По терминологии большевиков – "буржуазные и националистические". Борьба с ними строилась как раз на началах пролетарского интернационализма и твердой классовой, опять-таки, пролетарской, позиции.
В отношении Средней Азии и других восточных районов страны, где компактно проживал, воспользуемся цитатой вождя, "целый ряд других народов", такой подход не годился в силу отсутствия там национальных отрядов трудящихся, то бишь того же пролетариата. И это очень показательно, что Ленин, до конца не называя вещи своими именами, предлагал для востока иную модель установления советской власти, более мягкую, связанную, скорее всего, с "транзитным переходом" через сохранение существовавших до революции государственных образований – тех же Бухары и Хивы, границы которых не совпадали с ареалами этническими и религиозными. Время покажет, что национально-территориальное размежевание в Средней Азии будет проведено большевиками только в середине 20-х годов прошлого века.