Русский музей Расцвет и пышный закат средневековой культуры

24 марта 2019, 13:10

Сегодня мы вновь обратимся к выставке «Осень Русского средневековья», развернутой в Корпусе Бенуа Русского музея.

После Смутного времени в Московском государстве пришелся расцвет и пышный закат средневековой культуры, завершив историю искусства Древней Руси. Важным художественным центром в то время стала Оружейная палата Московского Кремля. Оружейными палатами на Руси назывались не только хранилища оружия, но и мастерские по его изготовлению. И такие палаты были не только в Кремле.

Например, в Кирило-Белозерском монастыре была такая Оружейная палата. Московская же – представляла собой целый комплекс самых разных мастерских. Кстати, великокняжеские мастерские появились в Москве еще в более ранние времена. О мастерах Оружейной палаты, чьи работы представлены в центральном зале экспозиции, мы говорим с Полиной Западаловой – старшим научным сотрудником отдела древнерусского искусства Русского музея...

Одна из ярких примет иконописи VII века – обилие имен. До нас дошли сотни подписных икон и произведений декоративно-прикладного искусства. Работой государевых иконописцев первоначально ведал Иконный приказ, в 1640-е годы вошедший как мастерская в состав Оружейной палаты. Вскоре в мастерской появились иноземные мастера: немецкий живописец Иоганн Детерс (писал портреты), поляк Станислав Лопуцкий. К сожалению, не так много пока знают исследователи биографического материала об отечественных художниках. Но поиски продолжаются.

Жизнь жалованных и так называемых «кормовых» мастеров Оружейной Палаты разнилась. Штат жалованных не был постоянным. В середине века, когда активно велись работы в Кремле и требовалось исполнить много заказов, жалованных иконописцев могло быть и несколько десятков. Художники получали ежегодное жалование, причем то были не только деньги, но и продукты питания. А «кормовые» художники – мастера, у которых не было годового оклада, они получали денежные выплаты за уже осуществленную конкретную работу. Деньги получали по написанной челобитной. Причем кормовые иконописцы делились по оплате еще на три разряда.

С 1660-х годов должность жалованного иконописца Оружейной палаты, за редким исключением, получали лишь те мастера, которые овладели секретами так называемого «живоподобного» письма.

Целое расследование провели специалисты, связанное с проникновением итальянских мотивов в русскую живопись. Полотно Веронезе гигантских размеров, созданное в 1573 году, находилось в Венеции в галерее Академии. Как и в момент создания Симоном Ушаковым его «Троицы». А вот образцы европейской печатной графики прибывали в Москву уже во второй половине XV века. С ней Сbмон Ушаков был не только знаком, но и сам занимался гравюрой. Ушаков был, конечно, ключевой фигурой в Оружейной Палате во второй половине VII века.

Но "живоподобный" стиль возник не только с его творчеством и его знаменитой «Запиской к иконописанию», адресованной царю Алексею Михайловичу. Портрет как самостоятельный жанр русской живописи – парсуна ( от слова персона) изначально зародилась как царский портрет, причем портрет особого назначения – посмертный, связанный с надгробными комплексами царских захоронений. На этом мы завершаем разговор о выставке «Осень Русского средневековья» в Русском музее...

­Расцвет и закат средневековой культуры

Русский музей. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация