Картинка

Уроки истории «Мы отняли у Антанты её собственные войска»

19 апреля 2019, 06:45

Персоны

В этот день 100 лет назад – 19 апреля 1919 года – началось восстание матросов французской эскадры, стоявшей в Крыму близ Севастополя. На сторону восставших перешли и экипажи кораблей, присланных из Одессы для подавления восстания. Линкоры «Франс» и «Жан Бар», крейсер «Дю Шела», броненосцы «Жюстис», «Мирабо» и «Вольтер» вместе со вспомогательными судами – более десятка кораблей. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко «Разлом» на радио «Вести ФМ».

Это было не первое антивоенное выступление среди французского контингента, прибывшего в Россию в конце 1918 года, после победы Антанты в Первой мировой войне. Сухопутные части к тому времени уже показали свою недееспособность во время наступления красных на Одессу. Большую роль в деморализации моряков французского флота сыграла революционная агитация большевиков, действовавших в подполье. Это были интернационалисты-революционеры из Иностранной коллегии, созданной при Одесском обкоме компартии Украины. Особенно активной была французская группа во главе с Жанной Лябурб.

Матросы кораблей, стоявших у Севастополя, отказались выполнять приказы адмирала Амета. Причем это были даже не приказы военного характера. Амета требовал осуществить погрузку угля, провести подготовку судов к плаванию. Это тем более удивительно, что, скорее всего, адмирал собирался отдать приказ об уходе из Крыма, но матросы не хотели уже слышать ничего. Возможно, на них произвело сильное впечатление известие о последствиях обстрела крымского побережья, произведенного по приказу адмирала Амета 17 апреля. Это были учебные стрельбы, но, по сообщениям с берега, возможно, специально преувеличенным большевистской пропагандой, случайными жертвами этого обстрела стали 180 мирных жителей.

Требования матросов были жесткими и в то же время противоречивыми. С одной стороны, главное – немедленное возвращение во Францию. С другой – требования увольнения на берег в обычном порядке, как в мирное время. Хотя, напомним, в те дни части Красной армии уже заняли практически весь Крым, кроме Керченского полуострова. 12 апреля на английском линкоре «Марлборо» Россию навсегда покинула вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать Николая II.

Если глубоко анализировать требования французских матросов, то во многом они отражали усталость, недовольство войной, пацифистские и анархические взгляды. Это были требования смягчения дисциплины, заключавшиеся в том, чтобы с кораблей были отозваны каптенармусы, осуществлявшие функции военной полиции, то есть соблюдения правопорядка; требования улучшения питания.

Это выступление означало, что французский флот в Чёрном море становится практически небоеспособным. Показателен вывод, сделанный Лениным по поводу этих событий: «Путем агитации и пропаганды мы отняли у Антанты ее собственные войска. Мы победили империалистов не только при помощи наших солдат, но и опираясь на сочувствие к нам их собственных солдат».

Французскому командованию было уже не до оказания помощи белогвардейцам и краевому правительству Крыма: надо было сохранять порядок в собственных рядах. Попытки обуздать восставших матросов силами той части флота, которые оставались верными приказам командования, успеха так и не достигли. Волнения тлели и вспыхивали вплоть до начала мая. Так, 26 апреля восстал крейсер «Вальдек-Руссо». В конце концов, корабли французской эскадры оставили Чёрное море. Наиболее активные участники мятежа были выявлены и арестованы уже на территории Франции. Так, военный трибунал города Нанта приговорил к разным срокам заключения около 130 матросов.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация