Уроки истории Перевод биржевых артелей на пролетарские рельсы

24 апреля 2019, 06:21

Персоны

В этот день 100 лет назад – 24 апреля 1919 года – Высший совет народного хозяйства за подписью председателя Алексея Рыкова, видного деятеля партии, выпустил постановление «О порядке перехода биржевых артелей в товарищества ответственного труда». Понятно, что речь шла не о передислокацию под другим, более ответственным названием. Деятельность артелей ставилась под жесткий контроль – необходимо было представить списки членов артелей с указанием места работы, произвести перевод капиталов артелей на текущие счета Народного банка РСФСР. При этом сохранялись обязательства перед клиентами и заказчиками на протяжении полугода. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко «Разлом» на радио «Вести ФМ».

Слово «артель» хорошо известно в русском языке. Как правило, так называли группу работников, уходивших на промысел – плотничий, малярный, бурлацкий, рыболовный, охотничий. Что говорить: даже конокрады в Южной России имели структуру в виде артелей с распределением полномочий, вкладов и прочим. В начале ХХ века особое развитие получили, особенно в крупных городах, группы работников, занимавшихся транспортировкой грузов и товаров, выгрузкой, погрузкой, обеспечением сохранности на складах – вот именно их союзы стали называть «биржевыми артелями». Не было тогда еще в обиходе слова «логистика», но соответствующая инфраструктура была. И, как видим, оказалась в поле зрения советской власти, которая решила навести в этой деятельности пролетарский порядок. Ведь фактически артели были средоточием экономической вольницы, самостоятельности и самообеспечения. Вступавший в биржевую артель делал взнос, причем немалый – до тысячи рублей. Таким образом, формировался общий артельный капитал, позволявший членам артели гарантировать перед посторонними долги друг друга. Это называлось «новизной». Впрочем, полная сумма вносилась редко, бытовали выплаты по частям.

Разумеется, в артелях велась строгая отчетность, позволявшая «старикам» пользоваться взносами «новизны» как дивидендами. При выходе из артели уходивший получал выводные деньги, обыкновенно в размере трети от внесенной им лично «новизны». Безусловно, действовал принцип круговой поруки, взаимной ответственности за осуществление товарных операций. Внутренние бухгалтерские артельные книги, между прочим, получили название «амбарные книги» – термин, оставшийся потом на долгие годы, когда уже сущность была утрачена.

Социально-экономический эффект артелей, или промысловых товариществ, трудно переоценить. Процесс развития артельного – читай, малого – бизнеса начался в пореформенную эпоху. С середины 60-х годов ХIХ века среди малообеспеченных сословий стали возникать в большом количестве союзы и объединения, можно сказать, стихийные, для удовлетворения взаимных потребностей в кредите, в приобретении сырья, оборудования, съестных припасов. Кроме того, конечно же, и для совместного производства. Появились специализированные ссудо-сберегательные артели. Это был классический путь развития капитализма с точки зрения перерастания упомянутых касс взаимного кредита в трастовые банки, в потребительские кооперации. Из множества разнообразных отраслевых артелей биржевые стали самыми заметными в начале ХХ века. Потому что смогли «выработаться в правильные учреждения, с грамотно поставленной финансовой отчетностью, уставами и правилами». И если в первые 2 года революционной власти обнаружилось, что многие мелкие бизнесы, особенно промысловые, производящие какой-либо продукт, из-за хаоса и разрухи свернули свою деятельность, то биржевые артели, особенно в Москве и Петрограде, продолжали мозолить глаза советской власти просто самим фактом своего независимого существования. И терпеть такую самодеятельность было нельзя, хотя ломовые извозчики, вроде бы, считались пролетариатом.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация