Уроки истории Гибель и «загробная» жизнь британской подлодки Л-55
Персоны
В этот день 100 лет назад – 5 июня 1919 года – Верховный правитель России адмирал Колчак известил генерала Юденича о назначении его Главнокомандующим всеми русскими сухопутными и морскими вооруженными силами против большевиков на Северо-Западном фронте, то есть в районе советско-эстонской границы у берегов Балтики. Если не знать деталей, можно иронизировать: морских сил у Юденича не было! Колчак выдавал желаемое за действительное? Подробнее – в рубрике Андрея Светенко «Разлом» на радио «Вести ФМ».
Это не так. Накануне у берегов Кронштадта произошел морской бой. Два эсминца красного флота «Азард» и «Гавриил» обратили в бегство британский миноносец и потопили британскую подводную лодку. Это, конечно, не означало, что у Юденича был свой флот, причем даже подводный. Англичане действовали на Балтике по собственному усмотрению, можно сказать, хозяйничали после победы над Германией. Но они являли собой фактор силы, действовавшей против большевиков. Хотя связи с сухопутными войсками и штабом Юденича не поддерживали. Добавим, что экспедиционные силы англичан располагались в тот момент на севере европейской части России, в Мурманске и Архангельске. На военную помощь интервентов, кстати, опиралось антисоветское правительство северной области, состоявшее из эсеров и кадетов во главе с Чайковским.
Прямое столкновение советских военных кораблей с подводной лодкой Королевских ВМС Великобритании, в принципе, исключение, но показательное. Противник решил воспрепятствовать выходу из Финского залива и получил отпор. От выпущенных англичанами торпед – лодка шла в надводном состоянии – оба эсминца сумели уклониться. А первый же ответный залп из 100-миллиметрового носового орудия попал в надстройку рядом с рубкой британской субмарины. Лодка тут же начала погружение. Вскоре последовал оглушительный взрыв, поднялся столб пламени и дыма. На поверхность воды начали всплывать обломки. Британское Адмиралтейство официально признало гибель своего судна. Причем выяснилось, что речь идет о подводной лодке новейшего на тот момент образца Л-55. Забегая вперед, лодки этой конструкции успешно использовались и в годы Второй мировой войны. Командир эсминца «Азард» Николай Несвицкий был представлен к награждению орденом Красного знамени, единственной в ту пору военной награде. Правда, адмирал Николай Кузнецов в своих воспоминаниях утверждал, что Несвицкий свой орден получил за другие заслуги: «В гражданскую он вывел «Азард» с минного поля, тогда как три других балтийских эсминца подорвались и погибли». При этом адмирал уточняет: «Несвицкому принадлежит также большая роль в потоплении английской лодки Л-55, вторгшейся в наши воды». В данном случае свидетельства, пожалуй, самого видного военно-морского деятеля Николая Кузнецова интересны уже тем, что в них отражен этот эпизод Гражданской войны.
Николай Несвицкий дослужился в советском ВМФ до звания контр-адмирала, участвовал в советско-финской войне 1939-40 годов. Во время Великой Отечественной служил на Дальнем Востоке. Умер в 1945 году.
А что касается судьбы потопленной им подводной лодки Л-55, в августе 1928-го она была поднята на поверхность, обнаруженные внутри останки 38 английских офицеров и матросов с соблюдением соответствующих церемоний отправлены для захоронения на родину. А сама лодка спустя 3 года, в 1931-м, после ремонта была принята в состав Военно-морского флота Советского Союза. Использовалась для проверки технической аппаратуры и обучения личного состава. В годы Великой Отечественной лодка была переоборудована в плавучую зарядно-аккумуляторную станцию и осталась в строю вплоть до победного 1945 года.