Уроки истории Семён Пригоровский: цена правды
Персоны
В этот день 100 лет назад – 26 июня 1919 года – Следственная комиссия Московского ревтрибунала передала на рассмотрение суда дело Семёна Пригоровского, инструктора советских пехотных курсов. Военсппеца обвиняли в контрреволюционной агитации. Что ж, дело обычное для тех времен, и, как правило, уточнений не предполагает. Но в данном случае в постановлении трибунала всё было изложено конкретно: «5 июня около Красных ворот у карты военных действий сотрудником Московского ЧК Брусникиным был задержан инструктор пехотных курсов Пригоровский. С целью навести панику на обывательскую массу, он говорил о громадных успехах армии Деникина на Южном фронте благодаря разложению Красной армии, превратившейся в «зеленую», которая пользуется поддержкой со стороны крестьян и готовит почву для вступления деникинских войск. Говорил о скором падении Тамбова, Воронежа, Козлова». Подробнее – в рубрике Андрея Светенко «Разлом» на радио «Вести ФМ».
Ситуация любопытная. Оказывается, в Москве в тот момент в людных местах были вывешены карты боевых действий, с указанием линий фронтов Гражданской войны. И это уже вызывает удивление. Потому что, с одной стороны, публичность и открытость – разговор у карты военных действий – это же площадка для оценок и комментариев. Но это же и сулит серьезные последствия тем, кто оценивает положение красных скептически. Между прочим, эта картинка – один в один – будет воспроизведена в советском фильме 1970 года выпуска «О друзьях-товарищах», повествующей о событиях 19 года. Там, правда, панические оценки ситуации на фронте вложены в уста анархиста по кличке «Пшено» (его играет актер Геннадий Юхтин), который готовит покушение на большевистское руководство – взрыв в Леонтьевском переулке.
Реальный фигурант дела – бывший офицер царской армии Семен Васильевич Пригоровский. Профессиональный военный – оценки его нелицеприятны, но, главное, вполне соответствуют уровню тревоги, которую демонстрирует большевистское руководство.
Что инкриминирует ЧК Пригоровскому? Отсутствие оружия у Красной армии? Так, накануне на заседании Политбюро ЦК РКП(б) обсуждается вопрос об изъятии оружия у населения в массовых масштабах. Это считается главным способом решить проблему вооружения частей РККА. По всем губерниям и волостям развернута работа по сбору оружия специальными комиссиями из работников военкоматов и сотрудников ЧК. Это ни для кого не секрет. Второй тезис – «Красная армия становится «зеленой», то бишь о засилье махновщины, казацкой вольницы и прочей атаманщины – так, опять же, известен приказ Реввоенсовета с объявлением батьки Махно вне закона, так же, как и атамана Григорьева.
Еще одна деталь из речей Пригоровского: дивизия Красной армии сейчас – это всего 900 человек. Так, действительно, новые формирования, сколоченные из призывников 1900 и 1901 годов рождения, были невелики по численности.
Неизвестно, какое именно наказание было вынесено инструктору пехотных курсов. Судя по всему, нестрогое, после которого он смог вернуться к обычной жизни. Потому что есть упоминания о нём более позднего времени: в марте 1935 года Семён Васильевич Пригоровский – электромонтер одного из московских заводов – арестован вторично. Приговорен к 5 годам лишения свободы. И, судя по всему, умер в заключении.
Реабилитирован прокуратурой города Москвы спустя 60 лет – в сентябре 1995 года.