Уроки истории Красная разведка: агенты-ходоки, курьеры и резиденты

8 июля 2019, 06:26

Персоны

В этот день 100 лет назад – 8 июля 1919 года – заместитель начальника особого отдела ВЧК Павлуновский представил доклад по делу о белогвардейской организации в Полевом штабе РККА. В тот же день председатель Реввоенсовета Троцкий получил из Москвы телеграмму за подписями Дзержинского и Ленина, в которой Льва Давидовича извещали об этой крупной неприятности. Крупной, потому что под арест был взят Главком Красной армии Вацетис. Однако Троцкий уже успел сделать упреждающий удар. Еще 5 июля он подал заявление о своей отставке. Но она была отклонена на самом высшем уровне – в Орг и Политбюро ЦК. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко «Разлом» на радио «Вести ФМ».

Информация об изменниках в Главном Полевом штабе, которые «собирались установить связи со штабами Деникина и Колчака, готовили захват аппарата управления армией в свои руки под видом воссоздания Генштаба» – эффекта разорвавшейся бомбы не произвела. Вскоре следствие по этому делу вообще придет к выводу, что Вацетис не был посвящен в замыслы своих подчиненных, а те, в свою очередь, скорее, действительно, только «собирались, хотели и готовили» что-то. Во всяком случае, было признано, что «белогвардейская группа Полевого штаба Красной армии находилась в первоначальной стадии своей организации, только что создавалась, намечала планы и задачи, и была еще настолько невлиятельна, что ее нахождение в Полевом штабе не отражалось на ходе операций на фронтах». Скорее всего, речь шла просто о неосторожных, опасных или двусмысленных разговорах между собой штабных работников из числа офицеров старой русской армии. Вскоре Вацетис будет освобожден из-под ареста и продолжит службу в Реввоенсовете. Правда, уже не на руководящей должности.

Этот сюжет имел подоплеку. Исследователи полагают, что в этот момент Дзержинский попытался взять под контроль ВЧК военную разведку и контрразведку. Они ведь явно проморгали появление заговорщиков в Главном штабе Красной армии. Функции военной разведки и контрразведки тогда выполняло Регистрационное управление РККА. Это несколько странно звучащее название, наталкивающее на мысль о всего лишь какой-то канцелярии Штаба, будет изменено только в апреле 1921 года – на Разведывательное управление Штаба РККА. А летом 19-го Региструпр сумел сохранить свои компетенции.

Более того, в середине июля Региструпр разработал «Положение об агентуре штабов фронтов, армий и дивизий». Особый упор делался на организацию мобильной агентурной сети в зоне действия соответствующих армейских соединений. Причем основной фигурой являлся так называемый агент-ходок. Он осуществлял сбор сведений, как заранее искомых, так и неожиданно обнаруженных, передвигаясь по определенному маршруту или в специально выбранном районе. Для оперативной передачи полученных разведданных использовалась схема «эстафеты». Ключевой фигурой в этой схеме был «резидент», который использовал связных – курьеров, которые, в свою очередь, курсировали между линией фронта. Понятно, что курьеры никакой связи между собой не имели, зная лишь хозяина конспиративной квартиры и ее адрес. Часто обходились и без прямого личного общения, оставляя закодированную корреспонденцию в почтовом ящике. Учитывая, что ситуация на фронтах постоянно менялась, так же, как отношение к происходящему самих участников процесса, систематического характера такая агентурная разведка и контрразведка не имела. Сведения, полученные от агентов-ходоков, имели случайный и отрывочный характер. Более эффективным оказалось взаимодействие с организованным подпольем на территории, захваченной войсками белых. Любопытно, что у белых военная разведка была поставлена точно таким же образом.

Всё это, между прочим, имеет подробную художественную иллюстрацию. Телесериал «Адъютант его превосходительства», в котором действие происходит именно летом 1919 года.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация