Уроки истории «Пролетариат Запада за нас»
Персоны
В этот день 100 лет назад – 16 июля 1919 года – московская газета «Вечерние Известия» опубликовали текст выступления Ленина, сделанного накануне, «О внешнем и внутреннем положении». Речь была посвящена итогам Парижской мирной конференции, закончившейся подписанием Версальского договора. По мнению Ленина, день подписания этого договора станет днем поражения английского, американского и прочего империализма: «Сейчас империалисты занялись дележом колоний – Англия забрала Персию, делят Сирию и Турцию». Подробнее – в рубрике Андрея Светенко «Разлом» на радио «Вести ФМ».
Почему столь очевидные приобретения должны обернуться потерями? Оказывается, «для рабочих капиталистических стран теперь открылись глаза, что это была война хищников. Французские рабочие не поддались на удочку своего правительства. На 14 июля была назначена забастовка служащих кафе и ресторанов, и это в день, когда публика гуляет и танцует в кафе и ресторанах, праздник был сорван. На 21-е рабочие Англии, Франции и Италии уже назначили всеобщую стачку – и можно сказать, что Версальский договор для Англии и Франции, как и Брестский мир для Германии, окончится поражением капиталистов и победой пролетариата».
Время покажет, что к поражению приведет не дележ колоний, от чего, кстати, что-то как раз перепало и трудящимся стран Антанты. К поражению приведет политика умиротворения и уступок агрессору в лице нацистской Германии. И уж во всяком случае, последствия Версальского мира не приведут к победе пролетариата в странах Запада.
Выступление Ленина в этом смысле – пример наступательной, проникнутой оптимизмом пропаганды. Главный тезис – «Неудачи первого нашествия Антанты на юг России и второго (на Сибирь) показали, что пролетариат Запада за нас». Пролетариат Запада устал от войны, солдаты стран Антанты не горели желанием участвовать во внутреннем гражданском конфликте в России. И это было очевидным для всех, в первую очередь для правительств стран Антанты. И Ленин, конечно, выдавал желаемое за действительное утверждая, что «на Западе движение рабочих повсюду принимает большевистский характер, и если Россия со своей советской властью вначале была в одиночестве, то впоследствии к ней присоединилась Советская Венгрия, идет дело к передаче власти Советам в Германии и недалек день, когда вся Европа соединится в единую Советскую республику, которая уничтожит всех капиталистов в мире».
Понятно, что эти слова были встречены аудиторией продолжительными аплодисментами. Но и Советская Венгрия продержится всего лишь до августа 1919 года, и продолжения ни в Германии, и нигде больше не последует.
Эта речь Ленина показательна тем, что летом 19-го еще действовала концепция мировой революции, цель которой – создание Всемирной республики советов. Этот романтический план не осуществится. И придется менять масштаб. Ставить целью укрепление и развитие единственного в мире государства рабочих и крестьян – Советской России, восстанавливать могущество, апеллируя к престижу былой, свергнутой большевиками, государственности.
А пока и это показательно. Ленин насмешливо отзывается о представителях этой былой России: «Как это ни курьезно, получены сведения, что князь Львов, бывший премьер-министр, претендующий до сих пор на роль главы «Всероссийского правительства» и находящийся сейчас в Париже, требует от Антанты для России Константинополь с проливами, мотивируя это тем, что Россия только ради них и воевала. Но на его наивное требование, конечно, отвечают, что это было бы дано только старой, сильной России».