Уроки истории Новые свидетельства по делу убийства царской семьи

22 июля 2019, 07:14

Персоны

В этот день 100 лет назад – 22 июля 1919 года – Сибирская армия адмирала Колчака была разделена на две части. Первая действовала на Тюменском направлении, вторая – на Курганском. В их состав заодно влились и остатки подразделений бывшей Западной отдельной армии белых, действовавших на Восточном фронте. Всё это было отражением крупных неудач, отступления колчаковцев от Волги в Зауралье. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко «Разлом» на радио «Вести ФМ».

Были оставлены обширные территории Пермского и Уфимского краев, Предуралья и Урала, а также Оренбургская линия крепостей, тянувшая вдоль русла реки Урал. Был назначен новый командующий Восточным фронтом генерал Дитерихс. В августе 19-го ему удастся организовать отпор красным – Тобольскую наступательную операцию. Она продлится 3 месяца и станет последним успехом белых в боевых действиях на Урале и в Сибири.

Генерал Дитерихс был известен как опытный штабной работник. Руководил штабами корпусов, армий, а в ноябре 1917 года на короткое время возглавил Главный штаб при Главкоме генерале Духонине. Дитерихс имел репутацию истинного монархиста и не скрывал это в годы гражданской войны, хотя далеко не все в рядах белых разделяли именно монархические взгляды. По этой причине адмирал Колчак еще в январе 19-го назначил его руководителем комиссии по расследованию убийства царской семьи. Кстати, расследование это продолжалось и после того, как белые ушли из Екатеринбурга.

В этот день в городе Ишим Тобольской губернии главный следователь по этому делу Николай Соколов вторично допросил в качестве свидетеля врача-инспектора Красного креста Сибирской армии Анатолия Белоградского. Этот врач присутствовал годом ранее при первичном осмотре места преступления – Ипатьевского дома в Екатеринбурге. Осмотр был произведен сразу после захвата города белыми – 25 июля 1918 года.

Белоградский повторил свои первые показания: «Общее впечатление, какое оставлял тогда дом Ипатьева, – хозяев в нем нет, хозяйничали в нем чужие люди, в печках остатки уничтоженных ими мелких по величине вещей, принадлежавших августейшей семье. Комната, где помещались комиссары, оставляла впечатление, что здесь находилась какая-то банда: все навалено и разбросано. Припоминаю, что тут были найдены четки императрицы». Имя организатора и участника убийства коменданта Якова Юровского белым было установлено следствием еще летом 18-го. Сам Юровский успел бежать из Екатеринбурга в Москву, но в городе оставалось много свидетелей его участия в преступлении. Год спустя, летом 19-го, следствие белых пыталось установить связи Юровского – людей, которые могли оставаться в их тылу.

Белоградский назвал имя врача с редким именем Кенсорин, от латинского – цензор. Кенсорин Архипов: «Он был в близких отношениях с Юровским. Что их сводило, я не знаю, но еще в 1916 году, когда у нас в лазарете была субординация, ротный фельдшер Юровский был в большом фаворе у хирурга Архипова. Со мной они тогда не общались, я был для них монархистом. А когда произошла революция (февральская), Юровский сразу всплыл на поверхность – избран от лазарета в Совет рабочих депутатов. Первым делом стал мутить, гнилым мясом кормил больных. Потом исчез на пару месяцев. А после большевистского переворота вернулся и попал в заправилы у екатеринбургских большевиков, в конце концов стал комендантом дома Ипатьевых».

Для справки: Яков Юровский в 1921 году – председатель Уральской ЧК, в годы НЭПа – начальник валютного отдела Наркомата иностранных дел, затем – директор Политехнического музея в Москве. Умер в 1938 году.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация