Картинка

Уроки истории «Мягкосердечие московских граждан – репейник нищенства»

7 августа 2019, 07:14

Персоны

В этот день 100 лет назад – 7 августа 1919 года – на всех фронтах гражданской войны продолжались активные боевые действия. Но особенность такой войны в том, что она тотальна, в ней нет в обычном виде фронта и тыла, нет нормально функционирующей социальной системы. Всё под вопросом: кто свои, кто чужие? Подробнее – в рубрике Андрея Светенко «Разлом» на радио «Вести ФМ».

Вначале 18-го, спасаясь от голода и разрухи, из больших промышленных центров начался отток жителей. Производства не работали, многие потянулись по старой памяти в деревни. Но год спустя, летом 19-го, обнаружилась обратная тенденция. Масса обездоленных, бедствующих людей потянулась обратно, тем более что советская власть вынуждена была и на словах и на деле проявлять заботу о социально близких.

В начале августа 19-го в Москве уже второй месяц работал Центральный распределитель для взрослых Отдела социального обеспечения при Моссовете. Опыт работы этой инстанции получил любопытную оценку в газете «Вечерние Известия»: «Главной целью Распределителя является борьба с нищенством, но здесь мы сталкиваемся с таким неожиданным фактом, что само население Москвы поощряет и развивает нищенство. Происходит это по добросердечию и отзывчивости московского обывателя и по неведению его о том, что, собственно говоря, представляет собой нищий».

Прервем цитату. Неужели советская газета летом 19-го всерьез пыталась доказать, что нищенство – это хорошо налаженный бизнес, промысел? А ведь действительно, даже в старые царские времена такое явление в Москве, как профессиональные погорельцы, пропрошайки, имело место, и промышляли этим жители целых деревень и селений, окрестных для Москвы.

Да, «Известия» подметили эту историческую преемственность, со свойственными советской печати оговорками. Продолжим цитату: «Действительно, главный контингент нищих состоит из людей убогих, слепых, калек, больных, дряхлых, которых впервые выгнал на улицу голод, но в дальнейшем легкий и «большой» заработок заставляет их избрать себе нищенство «профессией». И даже избегать социальной опеки над собой. По данным Распределителя, редкий нищий не собирает в день 100 рублей, при поступлении на содержание в Собесе у многих на руках тысячи рублей. Понятно, что, зарабатывая больше любого советского служащего, нищие не стремятся попасть в убежища, санатории и другие учреждения Собеса, где живется им хорошо и сытно, но отсутствуют те излишества, которые они могут себе позволить при своем огромном, но позорном по совести бюджете».

Не будем вдаваться в детали, насколько сытно и хорошо было в московском приюте образца лета 1919 года на фоне эпидемий и голода. Какие же выводы делают «Известия»? Мягкие и доверчивые люди должны перестать подавать попрошайкам копеечку, вручая вместо них «карточку с адресом Центрального Распределителя». Второй тормозящий фактор, по мнению газеты, – «излишнее рвение милиционеров, которые тащат в Собес кого попало, включая уголовных преступников и бездомных детей, для которых существуют другие учреждения, и, наконец, «тащат свободных граждан, которые проездом из одного города в другой – просто застряли в Москве на вокзалах».

В общем, на полном серьезе причиной увеличения числа нищих и бездомных в Москве «Известия» летом 1919 года считала «мягкосердечие московских граждан, которые культивируют назойливый и цепкий репейник нищенства – это было нужно отжившему капиталистическому строю для прикрытия грабежа народа лицемерием и милосердием ханжей, но теперь, при социализме, это выглядит странно и неприглядно».

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация