Картинка

Уроки истории Рейд Мамантова по красным тылам

9 августа 2019, 07:23

Персоны

В этот день 100 лет назад – 9 августа 1919 года – в штабе кавалерийского корпуса белых под командованием генерала Мамантова завершились приготовления к рейду по тылам красных. Генерал объявил внезапную проверку готовности частей, в ходе которой, как ни странно покажется, сократил численность участников – с 6000 до 2500 сабель, 100 пулеметов и 3 бронеавтомобилей. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко «Разлом» на радио «Вести ФМ».

МамАнтов, кстати именно так, а не Мамонтов, произносится его фамилия, к доисторическому животному отношение не имевшая, отбирал самых надежных, стойких, дисциплинированных, потому что задачей рейда было привлечение на сторону белых населения черноземных губерний. Об этом свидетельствуют воспоминания Бориса Савинкова: «Жарким летом 1919 года измученная красным террором, продовольственной диктатурой, национализацией и грабежами, разрухой, эпидемиями и голодом некогда благополучная великая и богатая Россия полыхала в братоубийственной войне. Виновники этой ситуации – коммунисты – терпели одно поражение за другим на всех фронтах. И у людей стала появляться надежда на скорое окончание этой войны».

10 августа 1919 года корпус Мамантова переправился через реку Хопер около станицы Добринская, прорвал Южный фронт и устремился в оперативный тыл Красной армии. Белые уничтожали коммуникации, пункты снабжения, распускали по домам мобилизованных большевиками красноармейцев. Рейд продолжался более месяца, за это время «мамантовцы», все-таки не избежать устоявшегося прочтения, захватили последовательно Тамбов, Козлов (ныне Мичуринск), Лебедянь, Елец, Воронеж, крупный железнодорожный узел Касторная. Из взятых в плен красноармейцев была сформирована целая дивизия – Тульская пехотная – под командованием полковника Дьяконова. Красный командарм Александр Егоров, в будущем один из первых маршалов Советского Союза, признавал, что белые этим рейдом сорвали планы контрнаступления Южного фронта, уничтожили склады и базы, отвлекли на себя с фронта 5 стрелковых дивизий, конный корпус Буденного, а с тыла – массу внутренних частей и гарнизонов Красной армии.

А вот командование белых было, наоборот, недовольно Мамантовым. Деникин считал, что проникновение корпуса генерала в тыл противника не оказало существенного влияния на развитие событий на фронте. Мамантов избегал крупных столкновений.

Действительно парадокс: за месяц похода численность корпуса даже возросла за счет перебежчиков, а это, с точки зрения Деникина, был показатель бездействия. Барон Врангель тоже был недоволен: «Имя генерала Мамантова было у всех на устах. Донской войсковой круг торжественно чествовал его, газеты были полны описаниями рейда. Я же, – писал Врангель, – считал действия генерала преступными. Проникнув в тыл противника, имея в руках крупную массу прекрасной конницы, он не только не использовал выгоды своего положения, избегая боев и уклоняясь от столкновений, его полка вернулись обремененные огромной добычей в виде гуртов племенного скота, возов мануфактуры, бакалеи, столового и церковного серебра. Выйдя на фронт наших частей, Мамантов по радио передал привет «родному Дону» и сообщил, что везет казакам, родным и близким богатые подарки».

Врангель считал это обращение фактической изменой белому делу, саморазоблачением. Требовал отставки Мамантова, которая состоялась в декабре 1919 года. Противоречивые оценки роли Мамантова и донских казаков во время рейда по тылам красных усилили разброд и шатания в стане белых, особенно после провала их наступления на Москву поздней осенью 1919 года.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация