Уроки истории Киев взят, Киев сдан
Персоны
Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях FM».
В этот день 100 лет назад – 29 августа 1919 года – части Красной армии, дислоцированные в Киеве, предприняли отчаянную попытку переломить ситуацию и перешли в контрнаступление против частей Галицийской армии генерала Антона Кравса, подошедших к столице Украины с запада. Еще в начале августа Киев считался глубоким тылом советской Украины. Но обстановка менялась с каждым днем. Помимо петлюровцев и галичан, на Киев со стороны Харькова, по левому берегу Днепра, двигались деникинцы. И хотя численно 14-я и 13-я советские армии существенно преобладали – около 70 тысяч человек, почти в 10 раз больше, чем было у генерала фон Бредова, не имея надежного тыла, на протяжении лета вся сельская местность центральной и южной Украины была охвачена антибольшевистскими восстаниями – морально-волевой дух Красной армии на этом участке фронта был невысок. Не помогла объявленная большевиками мобилизация жителей города, давшая ничтожное число добровольцев.
С другой стороны, на лояльных киевлян угнетающе воздействовала картина эвакуации. По воспоминаниям очевидца, «бесконечное количество подвод, груженных всякими вещами, спускалось на Подол, к гавани. Тут были и реквизированные швейные машинки, и утварь, и мешки с солью... Подводы с щегольскими чемоданами, даже с мебелью. Возле гавани царил форменный базар, половина свезенного попадала не на пароходы, а в руки перекупщиков». Не помогли и репрессии, к которым прибег спешно присланный в Киев комендантом видный чекист Ян Петерс. Еще в июле он также же спешно приводил в чувство жителей Петрограда на фоне наступления генерала Юденича. Но если «колыбель революции» большевикам отстоять удалось, то с Киевом не получилось.
Начавшийся в 5 утра бой между частями Красной армии и Галицийским корпусом генерала Кравса завершился поздним вечером. Выдержав напор частей 14-й армии, галичане из 8-й Самборской бригады сами ударили в штыки во фланг атакующим. Противник дрогнул и побежал. Завершило дело неожиданное появление петлюровского бронепоезда. Причем с самим Головным Атаманом на борту. Петлюра лично руководил боем, стоя на открытой площадке с биноклем в руках. Петлюровская пропаганда потом долго муссировала этот боевой подвиг своего руководителя. Итак, в ночь на 30 августа советские войска, оборонявшие Киев, были опрокинуты и начали уходить по двум направлениям одновременно – во-первых, по уцелевшим мостам через Днепр в сторону Чернигова и, во-вторых, строго на север от Киева по правому берегу Днепра.
Однако войска Украинской народной республики не воспользовались очевидной возможностью укрепиться в Киеве в виду подходящих к городу с юга, с левобережья, деникинцев. Так, полковник украинского Генштаба Сальский ухитрился совершить сразу 3 действия с частицей «не». Он не ударил на север вслед уходящим частям красных, не занял Дарницу, в которую шли белые войска, и не пошел на Борисполь, в котором располагались отряды атамана Зеленого в качестве союзников Петлюры, готовых воевать против Деникина. В результате той же ночью Борисполь был захвачен авангардом Добровольческой армии во главе с полковником Стесселем. И это обстоятельство предопределило последовавший спустя 2 дня захват города войсками Добровольческой армии Деникина. Тем более удивительный, что фактически после успешного боя 29 августа Киев был полностью в руках петлюровцев. Но они оказались бессильны противостоять небольшим по численности, но сплоченным, твердым силам белой армии.