Уроки истории Дело Чудина, Свободиной и Дрейцера: расстрел за освобождение «врагов Советской власти»

6 сентября 2019, 06:24

Персоны

Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях FM».

В этот день 100 лет назад – 6 сентября 1919 года – правительство генерала Юденича, чьи войска действовали в районе Петрограда, выпустило в обращение собственные бумажные денежные знаки. На оборотной стороне купюр была надпечатка – «Подлежит обмену на общегосударственные российские деньги в Петроградской конторе Госбанка». Это означало, что валюта Северо-Западного правительства Юденича станет полноценной только после захвата белыми Петрограда. Налицо – и стимул, и наглядная агитация.

Между тем в Петрограде после отражения первого наступления Юденича царила атмосфера всеобщей подозрительности и страха. ЧК проводила масштабные задержания неблагонадежных лиц. Но обнаружилась оборотная сторона. Оказалось, что за взятку можно из-под ареста и выйти.

В конце августа комиссия ЧК рассмотрело одно знаковое дело. Подсудимым оказался член коллегии Петроградской ЧК, большевик с дореволюционным стажем Дмитрий Чудин. Учитывая высокий статус обвиняемого, комиссию ЧК возглавил сам Феликс Эдмундович Дзержинский. Это был внесудебный орган, но с правом вынесения приговора. Обращает на себя внимание стиль и лексика протокола – отнюдь не сухие, не казенные, свойственные судебным инстанциям: «Чудин вступил в интимную связь с гражданкой Свободиной, сожительницей арестованного ЧК спекулянта Вульфа Мееровича Дрейцера. Свободина добилась освобождения Дрейцера. Далее своим поведением Чудин давал Свободиной возможность успешно хлопотать через него в Чрезвычайной комиссии за других спекулянтов (перечисляются фамилии), в то время как Свободина получала за это крупные взятки. Хотя сам Чудин отказывался брать предложенные ему деньги, он все же не арестовал Свободину и не сообщил своим товарищам в ЧК о происходящем, не прерывал с ней своей преступной связи и получал от нее разные продукты. Когда ЧК напал на след работы (так в тексте) Свободиной, Чудин рассказал ей об этом и заявил: «Я боюсь к тебе ходить, за мной следят». Узнав, что некий спекулянт Габаев с целью добиться освобождения своей арестованной жены готов дать взятку в 100 тысяч рублей, Чудин, опять-таки, ограничился тем, что сказал своей сожительнице, что Габаев должен перестать к ней ходить. Комиссия нашла, что вина Чудина усугубляется тем, что он, состоявший в рядах коммунистической партии и занимавший такой ответственный пост, не мог не понимать, как предательски нарушает интересы партии и злоупотребляет доверием своих товарищей по ЧК».

Итак, осадное положение Петрограда привело к тому, что облавы, превентивные аресты потенциальных врагов Советской власти приобрели там массовый масштаб, что, судя по всему, дело Чудина было не единичным. Продолжим цитату: «Считаясь с Постановлением Петроградского совета о необходимости начать беспощадный поход против должностных преступлений, особенно таких возмутительных, как данное дело, комиссия постановила бывшего члена партии Дмитрия Чудина расстрелять». В качестве P.S. из того же протокола: «Вульф Дрейцер, знавший о связях Свободиной с Чудиным, использовал ее в качестве ходатая по освобождению целого ряда лиц и делил получаемые взятки. Считать с этим, к Свободиной и Дрейцеру применить высшую меру наказания – расстрел, приговор привести в исполнение в 24 часа».

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация