Уроки истории Организованное бегство интервентов с Севера и судьба лётчика-аса Казакова

9 сентября 2019, 06:32

Персоны

Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях FM».

В этот день 100 лет назад – 9 сентября 1919 года – из Архангельска эвакуировалась очередная группа вооруженных лиц, воевавших за белых в составе иностранных военных формирований, проще говоря, в составе войск интервентов. По сравнению с другими фронтами Гражданской войны, Северный фронт имел второстепенное значение, масштабы были соответствующие – порядка десяти тысяч участников против нескольких сотен тысяч на Южном фронте.

Командование экспедиционных сил Антанты, представленное англичанами, действовало инертно. Оно вынуждено было учитывать общественные настроения в собственной стране, а там, в Британии, проходили в те дни митинги под лозунгом «Руки прочь от России». Боевой дух и готовность сражаться в рядах интервентов были невысоки. Поводом для вывода войск из Архангельской области стало поражение британского батальона 4 сентября. Это было, скорее, даже организованное бегство с линии фронта. 4 сентября 1919 года солдаты оставили позиции, не вступая в бой, а только прослышав о готовящейся атаке частей Красной армии.

Правительство Северной области во главе с эсером Чайковским вынуждено было с этого момента опираться только на собственные силы, которых было тоже немного. У местного населения армия под командованием генерала Миллера сочувствием и поддержкой не пользовалась – как раз в силу того, что присутствие иностранных войск было грамотно использовано большевистской пропагандой для дискредитации антисоветских сил на севере европейской части России. Собственную борьбу большевики представляли, помимо классово-справедливой, еще и патриотической, тогда как белые на Севере выставлялись «ставленниками мировой буржуазии».

В качестве иллюстрации такого драматического противоречия – судьба летчика-аса Первой мировой войны подполковника Александра Александровича Казакова. Его имя практически забыто, хотя он официально признается самым успешным летчиком-истребителем русской авиации периода Первой мировой. Казаков лично сбил 17 самолетов противника и еще 15 в составе группы, которые в его личный послужной список не вошли. С февраля 1917 года Казаков исполнял обязанности командира 1-й боевой авиагруппы Юго-Западного фронта, продолжая при этом летать на задания. В июне был ранен в руку в воздушном бою. После Октябрьской революции Казаков был поставлен на особый учет. Его предупредили, что он может быть зачислен в Красную армию. Но, не желая служить большевикам, Казаков уехал из Петрограда на север, сначала – в Мурманск, потом – в Архангельск. В августе 1918-го там началось формирование Славяно-Британского авиационного отряда. Казаков был назначен его командиром. Более того, британцы, в знак уважения профессиональных качеств летчика-аса, присвоили ему звание лейтенанта.

Весной 19 года Казаков был произведен в майоры Королевских ВВС. С началом эвакуации англичане предложили Казакову эвакуироваться в Англию, благо как офицер британских войск он имел право и на британское гражданство. Но Александр Александрович отказался покинуть Родину. Вскоре он погиб в авиакатастрофе, разбившись при посадке на своем аэродроме. Очевидцы утверждали, что это была не авария. а сознательно устроенная летчиком катастрофа, то бишь самоубийство. Казакова похоронили в селе Двинский Березник в 250 километрах от Архангельска. На надгробии из двух перекрещенных пропеллеров была помещена доска с надписью «Летчик Казаков. Сбил 17 немецких самолетов. Мир праху твоему, герой России». Летом 2009 года памятник на могиле Казакова был восстановлен.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация