Уроки истории «Окна РОСТА»: история создания
Персоны
Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях FM».
100 лет назад – в середине сентября 1919 года – в центре Москвы, на Тверской, у здания Моссовета появились «окна РОСТА». Стенды с плакатами на злобу дня, в сатирическом ключе. Плакаты с рисунками и текстами. Удачное с удвоением смысла название – РОСТА – в данном случае аббревиатура: Российское телеграфное агентство. Это была наглядная форма агитации, удачный проект политического искусства; его, в первую очередь, связывают с именем Владимира Маяковского. Это верно. Но первый плакат был с текстами Николая Иванова-Грамена, будущего главного редактора журнала «Крокодил» и с рисунками художника Черемных. Он привлек к себе внимание и размерами – более 3 метров, и красочностью, но главное достоинство – в доступной форме в нем подавалась информация о текущих событиях на фронте и в тылу.
Первые плакаты создавались в одном-двух экземплярах, но потом, используя трафарет, их стали создавать сотнями. Надо представить себе улицы тогдашней Москвы, пустые с выбитыми стеклами витрины бывших магазинов, кафе, ресторанов. Заколоченные крест-накрест парадные подъезды. Озабоченные, настороженные лица прохожих. «Окна РОСТА» давали москвичам возможность публичного обсуждения текущих событий, обмена мнениями.
Многим, наверное, казалось неожиданным, что в «окнах РОСТА» едко высмеивают и недостатки советской власти – не главные, конечно, но заметные в повседневной жизни. Диапазон тем был обширен. От агитации за Коминтерн до призывов к сбору грибов для голодающих, от борьбы с Деникиным и Врангелем до борьбы против антисанитарии, тифозных заболеваний. Особенно запоминались строки, написанные Маяковским. А сам поэт по окончании Гражданской войны в статье «Грозный смех» писал: «Окна РОСТА» – это протокольная запись крупнейшего 3-летия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это – телеграфные вести, моментально переданные в плакат. Это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это – новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».
Год спустя «окна РОСТА» появились и в других городах Советской России. В их создании участвовала целая плеяда выдающихся художников – Моор, Малютин, Вольпин, Соколов-Скаля, а также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы.
Сейчас это назвали бы конвергентным видом искусства. «Окна РОСТА» совмещали в себе функции газеты, уличного шоу, эстрадного представления. Краткие, очищенные от словесной шелухи, частушки Маяковского точно били в цель: «Милый мой на красном фронте / забирает города / Мой платок не очень теплый / да расцветка – хоть куда. Половицей я хожу / Другая выгибается, / Кулаки меня клянут, / А бедный улыбается». «Как Юденич ехал в танке, / а Колчак в броневике, / Оказались два злодея / да на красном на штыке».
Любопытно, что у белых в плане агитпропа дело было поставлено аналогично. Листовки ОСВАГ – осведомительного агентства Добровольческой армии. Тоже со стишками в исполнении популярного рифмоплета Гридина. И тоже с картинками – разумеется, зеркального характера. Если в «окнах РОСТА» дюжий красноармеец насаживал на штык винтовки буржуя и генерала, то в «окнах ОСВАГа» ражий деникинский доброволец колол несимпатичного Троцкого.