Русский музей Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова
Именно из Третьяковки прибыли на выставку и великолепные портреты писателей и художников эпохи: Михаил Кузмин, Александр Блок, Вячеслав Иванов, Евгений Лансере. Приобретал работы Сомова и созданный в те годы в Петербурге Русский музей, но он был более консервативен, да и закупки шли через Академию художеств, а там к творчеству Константина Сомова относились по-разному. Сомова и «мир искусников» вообще громил Владимир Стасов. И даже Илья Репин, в мастерской которого Константин Сомов занимался вместе с Филиппом Малявиным, Анной Отроумовой-Лебедевой и Игорем Грабарем временами весьма изобретательно бранил дилетанта.
И тем не менее Константин Сомов провел в Академии художеств почти 10 лет. В отличие от однокашника Александра Бенуа, который продержался в Академии с трудом четыре месяца. Более того в 1914 году Константин Сомов получает звание академика живописи. В 1908 году От Константина Сомова в собрание Русского музея поступает портрет его отца – Андрея Ивановича Сомова – искусствоведа, многолетнего хранителя художественной Галереи Эрмитажа.
Но больше всего работ Сомова пришло в Русский музей уже после революции 1917 года вместе с коллекцией Александра Коровина. На выставке в Михайловском замке Сомов в равной степени представлен как пейзажист, так и портретист. Мастер детали. Этому он в юности учился на домашнем собрании отца, особенно работах Павла Федотова. Как позже отметил Александр Бенуа, именно проникновенному знакомству с искусством Федотова придется приписать многие пленительные и самые милые черты творчества Константина Сомова.
Если про Валентина Серова все же говорили иногда, что художник не очень любит людей, то о Константине Сомове подобного не сказал никто. Портрет матери художника Надежды Константиновны Сомовой – музыканта и широко образованного человека, – один из лучших материнских портретов вообще. Сестра Анна, племянники, – все дышит любовью и внутренней красотой. « Я прежде всего влюблен в красоту и ей хочу служить,- писал Константин Сомов Александру Бенуа,- то, что в душе человека вечно и неосязательно, ценю я выше всего.» Готовя выставку, куратор на какое-то время особенно глубоко погружается в мир художника. И разговор с Владимиром Федоровичем Кругловым – ведущим научным сотрудником Русского музея, начался именно с этого...
«Усталой мудростью» называл творчество Константина Сомова Сергей Дягилев. Друзья порой считали, что Сомов не интересуется событиями за окном его квартиры – похожей на музей. Но мысли свои он больше доверял дневнику. И там читаем: "События разворачиваются с такой стремительностью и сюрпризами, что не веришь, что живешь в них, а не в какой-нибудь истории или романе... Собирался написать серию картин о революции от гротесковых до комических, не собрался. Может быть, и к лучшему"...
В дневнике все чаще повторяются известия про обыски в Петрограде. Чтобы получить академический паек стоял три часа. Прощаясь с родным городом, Константин Сомов запечатлел вид на Екатерининский канал из окна квартиры художника.
Согласитесь, на монографической выставке особенно любопытно видеть серию автопортретов. Мне по душе 1921 года. Сомову 52 . В глазах та самая усталая мудрость. Третьяковская галерея к его 50-летию уже сделала выставку из имеющихся там его работ. Освобожден от трудовой повинности, сдал квартиру и переехал к сестре. Еще впереди поездка в Нью-Йорк для организации выставки (он знал пять языков) и знакомство с семьей Рахманиновых, что сыграет в его жизни важную роль.
Портрет Рахманинова. Работа Сомова композитору нравилась больше других. Сначала он делал рисунок, покрывая его акварелью и добиваясь сходства. После этого приступал к масляной живописи, краски которой сильно разбавлял какими-то жидкостями. Вот эта способность в продолжении трех месяцев следовать не отклоняясь задаче, которую он вначале поставил себе, поражает. Лицо менялось, освщение бывало другое – ничто не сбивало с главной первоначальной задачи.
На этом мы завершаем рассказ о выставке работ Константина Сомова, посвященной 150летию со дня рождения художника. Благодарим за участие в программе куратора ведущего научного сотрудника Русского музея Владимира Федоровича Круглова.
У микрофона была Анна Всемирнова.