Уроки истории Отчёт ВСНХ: как работала советская промышленность в годы Гражданской войны

7 октября 2019, 06:21

Персоны

Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях FM».

В этот день 100 лет назад – 7 октября 1919 года – отдел военной промышленности ВСНХ – Высшего Совета народного хозяйства – представил отчет о своей деятельности за год, то есть с момента своего основания в сентябре 1918 года. Тема промышленного производства в период Гражданской войны по разным причинам известна в меньшей степени, чем ход военных действий и события сугубо политического характера. В представлении о том, работало тогда или, наоборот, стояло производство, преобладают крайности. Либо – да, несмотря и вопреки, причем с новым отношением к труду – добровольные субботники, воскресники, либо – развал, разруха, бегство пролетариата, да и, вообще горожан, в деревню, чтобы сесть на землю, прокормиться.

Как всегда бывает на самом деле – были примеры коммунистического отношения к труду, но общая картина все-таки была мрачной. Причем общая исходная картина такова. Из 5300 предприятий, существовавших к началу Гражданской войны в России, 3 с половиной тысячи находилось на территории, контролируемой советской властью. Уточним, речь – о заводах и фабриках с численностью рабочих более 200 человек. При этом по статистическим исследованиям, которые, как это ни странно покажется, тогда велись в текущем режиме, всего лишь полтора миллиона человек в середине 1919 года показывали о себе в опросах как о фабрично-заводских рабочих. Удивительно, это – всего 1 процент населения. К началу Первой мировой почти 10 процентов были заняты на производстве. И сравнение показывает, что, действительно, многие рабочие как минимум временно деклассировались, уехали в деревню, благо связей с сельским хозяйством многие, будучи пролетариями в первом или во втором поколении, еще не утратили.

Но вернемся к отчету ВСНХ. Свои задачи этот орган видел в том, чтобы «наблюдать за работой губсовнархозов, инструктировать и согласовывать военные программы, осуществлять связь между разными ведомствами». Пожалуй, только решение технических вопросов о мобилизации или демобилизации военной промышленности можно считать прямой и в самом деле необходимой задачей, а так – отдел все-таки посредник между и фиксатор состояния дел.

«На Сормовском заводе в течение года изготовлено 106 3-дюймовых скорострельных пушек и 90 бронированных зарядных ящиков». Понятно, что это немного. То же – и на других предприятиях. «Брянским заводом принят условно (без ручательства за успех) заказ на бронирование 8 паровозов при условии доставки готовой брони». Вообще-то, это как раз прямая задача отдела военной промышленности – координация производства. Кроме этого, из отчета выясняется любопытная вещь. Оказывается, авиационные заводы в Советской России были национализированы только к весне 1919 года. Речь о знаменитом частном авиазаводе Щетинина, французском заводе «Кантон Юне». Причем выясняется, что сама по себе национализация была разной: «После долгих препирательств с губсовнархозом, который национализировал завод своей властью, ВСНХ удалось взять его в свое ведение и национализировать в установленном порядке».

В целом вывод из отчета неутешителен. «Программа выполнена лишь в одной четвертой своей части, главным образом – из-за отсутствия рабочих, а они отсутствуют из-за недостатка пищевых продуктов. Вторая причина – отсутствие топлива и материала, то есть – сырья». Вот такая неутешительная «пищевая цепочка», объясняющая, почему осенью 1919-го заводской пролетариат был таким немногочисленным.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация