Русский музей Выставка произведений Ильи Репина в корпусе Бенуа Русского музея
75 работ прибыли из Третьяковской галереи, где выставка художника прошла летом. Ажиотажа публики, такого, как на Серове и Айвазовском не наблюдается, но утренние очереди – ежедневны, но публика степенная, переходит из одного крыла Корпуса Бенуа в другое, отдавая предпочтение тому или иному периоду творчества художника, рассматривает живописные полотна пристрастно.
Многофигурные полотна Репина приковывают внимание зрителя надолго. «Проводы новобранца», хрестоматийные «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», во всю стену и «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве.»
По поводу этого полотна Репин писал Третьякову 10 августа 1884 года: :"Вы желаете знать, что я делаю? Эта новая тема довольно богата и она мне нравится особенно с пластической стороны. Царь и народ на фоне придворной знати. Сколько разнообразий типов, выражений лиц, контрастов! Самых неожиданных, художественных..."
Великолепное полотно Репина, по поводу которого Игорь Грабарь заметил: «бесподобные куски живописи, быть может, лучшие, какие мы знаем во всем его творчестве». Еще одно знаменитое полотно «Не ждали». У зрителя есть возможность увидеть на выставке, как от начального замысла рождается исключительно точный окончательный вариант картины. Чудные пейзажи как воздух в богатейшей галерее портретов. И совсем отдельно: сказочные и библейские сюжеты. Учитывая разный возраст зрителей и степень подготовленности, в залах деликатно помечены периоды творчества художника, главные темы разных лет, его высказывания о жизни, событиях.
Автопортреты художника разных лет, расположенные, естественно в разных местах экспозиции – и словно нечаянно встречаешь его заинтересованный вопросительный взгляд: кто вы, как вы, как там по другую сторону зеркала?
Особый раздел выставки посвящен Льву Толстому. И даже непосвященному очевидны глубокие дружеские отношения, связывающие писателя и художника. Совместными прогулками, беседами Репин и Толстой обогащали друг друга. «Когда в литературе есть Толстой, писал Чехов, то легко и приятно быть литератором; даже сознавать, что ничего не сделал и не сделаешь, не так страшно, так как Толстой делает за всех. Его деятельность служит оправданием тех упований и чаяний, какие на литературу возлагаются».
Творчество Репина также была воспринята как деятельность «за всех», ответила упованиям, возлагавшимся на изобразительное искусство. И об этом я тоже услышала размышления зрителей. В разделе, посвященном революционным событиям, пожалуй, сразила картина «Большевики». Она из Константиновского дворца, где нынче находится коллекция Ростроповича-Вишневской. Первоначальное название точнее передает смысл живописного полотна «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб». Эта картина 1918 года – полная противоположность одухотворенной уличной толпе в работе художника рядом «17 октября 1905 года».
Завершаем поход в залы репинских произведений вместе с куратором, ведущим научным сотрудником отдела живописи второй половины XIX, начала XXI века Русского музея Сергеем Криводенченковым. Репин – это великая книга жизни, в которой портретист – самая яркая глава...
Выставка пробудет в Русском музее до марта будущего года. А затем ее уже ждут Художественный музей «Атенеум» в Финляндии, и дворец Пти-Пале в Париже.
У микрофона была Анна Всемирнова