Уроки истории Борьба со спекуляцией: ВЧК не справляется

21 октября 2019, 06:04

Персоны

Рубрика Андрея Светенко на радио «Вести ФМ».

В этот день 100 лет назад – 21 октября 1919 года – Ленин подписал Декрет Совета народных комиссаров «О борьбе со спекуляцией, хищениями в государственных складах, подлогами и другими злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах». Название вызывает ассоциацию с Всероссийской чрезвычайной комиссией, ВЧК. Она же была создана для борьбы с саботажем, контрреволюцией и спекуляцией. Но это было еще в декабре 1917 года. Сам факт появления спустя почти 2 года еще одного Декрета говорил о том, что проблема не решена.

И тут надо напомнить значение термина. Под спекуляцией понимался любой товарообмен, совершенный частными лицами, при котором по определению цена продажи с номинальной стоимостью товара не совпадала. Надо напомнить, что в тот период действовала политика военного коммунизма. Она означала тотальную национализацию и сырья, и произведенной из него продукции, которая подлежала распределению, то есть требовала фантастического уровня контроля, учета и проверки учтенного. Что говорить о производстве на крупных и средних предприятиях – кустарная мелкая промышленность существовала в жесточайших ограничительных рамках! Цитирую постановление, принятое в феврале 19 года: «Изделия кустарной промышленности, изготовляемые из сырья, доставляемого государственными или кооперативными организациями, кустари и их объединения сдают организациям, снабдившим их сырьем». Что ж, на этом месте булгаковский профессор Преображенский наверняка бы съязвил: «Кто кому чего сдает? Потрудитесь изъясняться нормальным языком».

Но людям было не до смеха. Легче было определить, что можно продавать и покупать на рынке, чем то, что было запрещено. Продолжим цитату: «На местных базарах и в лавках, а равно и вразнос разрешается кустарям продавать изделия гончарные, посудные, рогожные и мочальные, кадки, бочки, лапти, косяки, корзины, сундуки и гробы, а также изделия из соломы, сети, веревки, щетки, волосяные сита, гребни и т.п.». С учетом «т.п.» получается много чего, хотя из перечисления изъяты промышленные изделия, инструменты, такая нужная в хозяйстве вещь, как гвозди, не говоря уже о продуктах. Надо ли удивляться. что спекуляция в ее понимании советской властью, то есть товарообмен с элементом выгоды для продавца, переместилась из сферы частного предпринимательства, которое фактически было задушено, в сферу распределения, то есть туда, где было велено хранить всё произведенное «на государственных складах». Оказалось, что там имеют место массовые нарушения, масштаб которых требует очередного Декрета, с очередным предоставлением экстраординарных полномочий карательным органам.

Продолжим цитату из упомянутого декрета: «Для беспощадной борьбы с должностными преступлениями лиц, уличенных в неправильной выдаче нарядов, в получении взяток и вообще участии в спекуляции в той или иной форме, при Всероссийской чрезвычайной комиссии учреждается особый Революционный Трибунал, который в своих суждениях руководствуется исключительно интересами революции. Приговоры Трибунала окончательны и обжалованию не подлежат». Неудивителен угрожающий тон Декрета; он, как мы уже отметили, сам по себе – свидетельство угрожающе плохого состояния дел с хранением революционной собственности.

Впрочем, была в Декрете и попытка понять проблему не только на уровне «выхода», но и «входа», понять причины. Но как это сделать? «Для изучения всех источников спекуляции и связанных с ними должностных преступлений, для постоянного наблюдения за борьбой с ней создать еще одну межведомственную комиссию». Далее – перечень из десяти ведомств ВСНХ: Госконтроль, Наркомпрод, Моссовет и т.д., и т.п.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация