Уроки истории «Покончить с Юденичем нам дьявольски важно»: письмо Ленина Троцкому о ситуации под Петроградом

22 октября 2019, 06:31

Персоны

Рубрика Андрея Светенко на радио «Вести ФМ».

В этот день 100 лет назад – 22 октября 1919 года – Ленин написал письмо Троцкому о ситуации под Петроградом, где войска Юденича пытались штурмовать город: «Меня несколько смутило вчерашнее требование Зиновьевым новых полков. Верно ли про эстонцев? Я все же передал Склянскому распоряжение о посылке войск из Тулы (опять из Тулы). Но брать и дальше резервы с Южного фронта небезопасно. Покончить с Юденичем нам дьявольски (это слово подчеркнуто) важно. Надо отмобилизовать еще тысяч 20 питерских рабочих плюс тысяч 10 буржуев, поставить позади них пулеметы, расстрелять несколько сот и добиться от остальных настоящего массового отпора на Юденича. Может быть, Питер даст в подмогу 30 тысяч. Рыков говорит, что имущества в Питере нашли «много». Хлеб есть, мясо идет. Надо кончить с Юденичем скоро, тогда повернем все против Деникина, но сейчас с Южного фронта брать подмогу опасно».

Тут всё интересно. И то, что Ленин, оказывается, давал прямые указания Склянскому – а он был первым заместителем Троцкого по Реввоенсовету и считался целиком и полностью его (Троцкого) клевретом. Показательно и неудовольствие просьбами Зиновьева прислать резервы. Потому что войска перебрасывали в Питер постоянно, но они несли большие потери. А, кроме того, много красноармейцев сдавалось белым в плен. По этой причине в те дни численность войск Юденича возросла до 25 тысяч человек.

Кстати, накануне мировые агентства сообщили о взятии Юденичем Петрограда и крепости Кронштадт. Это было преувеличением, но положение оставалось критическим. У Троцкого – а он лично командовал обороной Петрограда – под рукой оставались до 40 тысяч штыков при почти 500 орудиях, 700 пулеметах. Было даже 23 самолета. Словом, сил хватало для контрнаступления.

Но была в письме Ленина еще одна любопытная деталь. Что, собственно, верно было про эстонцев? Первая дивизия Эстонской национальной армии, воюя на стороне белых, но действуя самостоятельно, не подчинялась приказам Юденича. Эстонцы наступали вдоль побережья Финского залива, остановились около форта Красная Горка. Увязли в боях, хотя эстонцев поддерживали корабли британского флота, была в распоряжении и авиация. Спустя годы командир эстонских частей адмирал Йохан Питка фактически объяснил причину своих неудач в октябре 19-го: «Если бы силам Северо-западной белогвардейской армии удалось завладеть Петроградом и в ее руках очутился бы Балтийский флот, то через несколько недель этот флот появился бы под андреевским флагом под Ревелем (так назывался Таллинн в Российской империи), который вновь превратился бы из столицы Эстонской республики в губернский город России».

Провал наступления силами эстонской дивизии на побережье Финского залива привел к тому, что левый фланг Юденича оказался оголен и открыт для контрудара. Еще одной причиной этого было то обстоятельство, что эстонские войска и британские части были переброшены в тот момент на границу с Латвией для подавления мятежа генерала Бермондт-Авалова. Этот персонаж, известный своими германофильскими симпатиями, вошёл в историю в звании авантюриста, но запутал Бермондт-Авалов ситуацию в Прибалтике основательно. В тот момент открыто выступил против вновь провозглашенных независимых республик – Латвии и Эстонии, и если названные правительства ориентировались на страны Антанты, то бывший царский генерал собрал под свои знамена бойцов ландсвера – этнических немцев, проживавших в Прибалтике, и этим действительно умножил проблемы для основных противоборствующих сторон Гражданской войны.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация