Уроки истории Диктатор без страны, генерал без армии: падение Петлюры
Персоны
Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В этот день 100 лет назад – 9 декабря 1919 года – в Варшаве начались переговоры между Симоном Петлюрой и Юзефом Пилсудским. Председатель Директории, глава Украинской Народной Республики, Симон Васильевич Петлюра прибыл в столицу Польши накануне в спешном порядке. Диктатор без страны, генерал без армии. Войска Директории были к тому моменту разгромлены белогвардейцами.
Малоизвестный сюжет Гражданской войны. Летом 1919 года Командование ВСЮР – Вооруженных сил Юга России во главе с генералом Деникиным – отказалось вести переговоры с правительством Петлюры, войска которого одновременно с белыми вступили в Киев в конце августа, но с позором были изгнаны из города. Деникинцы повели наступление на Москву, однако на Украине, Центральной и Западной, боевые действия тоже продолжались. Белые теснили Петлюру. Его столицей временно стал город Проскуров (ныне Хмельницкий), важнейшим стратегическим пунктом был еще и Каменец-Подольский. Боеспособную основу петлюровской армии составляла Галицийская армия. Но это были вооруженные силы Западно-Украинской республики – ЗУНР. Между петлюровской Директорией и ЗУНР была договоренность о союзе – так называемый Акт Злуки. Но галичане в начале ноября 1919 года подписали соглашение о перемирии с деникинцами – в историографию оно вошло под названием «Зятковские соглашения», после чего для Петлюры наступила катастрофа.
Он попытался закрепиться в городе Староконстантинов. Отверг предложения горячих голов развернуть на Волыни и в Подолии партизанское движение против красных и белых, попытался вселить в соратников государственный оптимизм: «За время двухлетней борьбы мы создали украинскую нацию, наша борьба будет вписана золотыми буквами в историю Украины». Пытался поднять боевой дух: «Это просто срам – бежать от врага численностью в 6-7 раз меньшей, чем у нас». Да, белые на этом направлении действовали лишь отрядами в 300-500 человек. На все фронты и направления офицеров, юнкеров и мобилизованных в Добровольческую армию элементарно не хватало. Однако сплотить ряды у Петлюры не получилось. Наоборот, произошла очередная «зрада» – измена. Атаман Омелько Волох призвал признать Советскую власть, перейти на сторону Красной армии и начать «войну против всего мира».
Возможности Петлюры в тот момент были уже настолько невелики, что он даже не решился отдать приказ об аресте атамана-бунтовщика. Кстати, Волох вольется вскоре со своим пятитысячным отрядом в ряды Красной армии, вступит в партию большевиков, в 20-е годы будет занимать ответственные посты в советских учреждениях на Украине. В 1933 году его арестуют по делу так называемой УВО – Украинской военной организации, то есть напомнят о службе в галицийской армии, а в 37-м расстреляют.
Что касается Петлюры, то поражения, нанесённые ему деникинцами в ноябре 1919 года, превратят энергичного, полного надежд и планов национального лидера в подавленного и разочаровавшегося человека, который уже будет плохо воспринимать смысл происходящего, больше думая о своих болезнях. В самом деле, равным партнером для Пилсудского, обладавшего тогда неповторимым, знаковым титулом – Начальник государства Польского, Петлюра не был. Вместе с ним в Варшаву прибыли всего 5 бывших министров его правительства и еще человек 30 чиновников. Могли, как говорится, приехать не с пустыми руками, захватив с собой имущество, но Петлюра приказал перед отъездом сжечь склады. А казна – правда, не бог весть какая, 30 тысяч серебряных монет царской чеканки, 40 тысяч злотых, 200 тысяч франков, не считая множества купюр собственного изготовления, то есть карбованцев Директории – оказалась разобранной по другим карманам.