Уроки истории Церкви – под классы, и «дюжину – долой!»
Персоны
Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В этот день 100 лет назад – 19 декабря 1919 года – на заседании коллегии наркомата просвещения обсуждался вопрос о развитии образования. О строительстве новых школ речь не шла, проблему решали по-другому: «По занятии всех бывших молитвенных домов под советские школы предложить отделам народного образования вынести из таковых все предметы культа и, по возможности, самому виду этих бывших молитвенных домов придать, во избежание религиозного воздействия, характер светского помещения».
Прервем цитату. Заседание проходило под председательством наркома Луначарского. В своей партийной среде он слыл либералом, европейски образованным, полиглотом, литератором. У него была репутация защитника культурного наследия. Но, как видим, в отношении церквей, храмов, монастырских строений подход был агрессивный. Тот самый, который потом станут называть «воинствующим атеизмом». Церковное искусство, предметы утвари, убранства храмов для большевиков ценности не представляли в принципе: «Чтобы избежать отрицательного воздействия на учеников, обучающихся в бывших церковных помещениях, закрашивать стены с изображением статуй, картин и тому подобных изображений религиозного характера, либо там, где это невозможно, хотя бы задрапировать обстановку культов». Это – единственная поблажка, но сформулирована она так, что при желании до нее и дело-то не дойдет. Как это бывает – «невозможно закрасить стены»?
Понимая, что реакция населения может быть для начала как раз сугубо отрицательной, Луначарский уточняет: «Не придавать этому циркуляру характер внушения. При этом не следует разъяснять, что стеснений верующих лиц мы не производим, ибо это вызовет как раз массу жалоб и бесцельную бумажную волокиту». В переводе с русского на русский – не надо пускаться в объяснения и антирелигиозную пропаганду: заняли культовые учреждения под школьные классы – и дело с концом.
Вторым вопросом на заседании была новая метрическая система мер и весов, которую следовало внедрить на практике. Напомним, в царской России законом от 1899 года метрическая система была адаптирована, но это не носило обязательный характер. Обязательность была введена большевиками, декретом Совнаркома от 14 сентября 1918 года. Трудно сказать, насколько туго проходила эта реформа – в конце концов, было бы что взвешивать и измерять. На дворе были времена аховые, разруха, голод. Так ли уж актуален был вопрос – сажени и метры? Неужели так важно было изъять из оборота меры поштучных предметов, запретить термин «дюжина» и говорить исключительно «12 штук». Кстати, для дюжины дюжин в русской неметрической системе был свой термин – 1 гросс, то есть 144 штуки.
Наверное, давала знать о себе бюрократическая исполнительность большевиков: раз приняли решение, то надо организовать контроль за его исполнением. Но был еще один повод. Группа профессоров физико-математического факультета МГУ вызвалась участвовать в просветительской агиткампании, разъясняя преимущества метрической системы. С выездом на места. Читать лекции крестьянам. Им выделили вагон в литерном агитпоезде Луначарского. Обеспечили лекторов пайками. Кроме того, постановили создать постоянно действующую комиссию по пропаганде метрической системы, для «установления более тесного контакта между ней и междуведомственной комиссией путем взаимного делегирования представителей этих комиссий на их заседания». Это уже прямо какой-то административный восторг, никакой меры длины и веса не ведающий.