Уроки истории Советский церковный раскол
Персоны
Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В этот день 100 лет назад – 25 декабря 1919 года – в советской печати оживилась дискуссия по поводу преследования русских иммигрантов в Америке. По времени это совпало с принудительной высылкой из США в Советскую Россию нескольких сот политических радикалов, анархистов и коммунистов. Журналисты хлестко окрестили этот рейс – «Советский Ноев ковчег». А в Соединенных Штатах набирала силу антисоветская кампания. Со ссылкой на скандинавские газеты «Известия» писали: «В Нью-Йорке обыск в помещении советского представительства привел к аресту свыше 200 человек. Еще 50 арестованы в Детройте. Всего аресты произведены в 18 городах. Сообщается, что большинство арестованных принадлежит к русскому рабочему союзу, причем государственный прокурор (так в тексте) охарактеризовал этот союз как стоящий даже левее большевиков. По сведениям правительственных источников, в целом союз насчитывает 7 тысяч членов в Соединенных штатах и Канаде».
Прервем цитату. Не совсем понятно, о каком контингенте идет речь. То ли об официальных представителях советского правительства – и тогда откуда им взяться в 1919 году в таком количестве, или, все-таки, речь об иммигрантах, выходцах из России, которые в период мировой войны и на фоне революций в Европе и России развернули пролетарскую агитацию на территории Америки? Впрочем, не только о митинговой активности сообщали «Известия»: «Американская пресса приводит целый ряд обвинений против арестованных – якобы они приготовляли бомбы; также у них якобы нашли фальшивые деньги и инструменты для подделки ассигнаций». Вывод «Известий»: газетная кампания предваряет какие-то драконовские мероприятия против иностранцев и революционных агитаторов.
Еще одной темой обсуждения в советских газетах стали взаимоотношения церкви с советской властью. Казалось бы, тут всё ясно. Большевики – безбожники, воинствующие атеисты, идет преследование духовенства, изъятие церковного имущества, разрушение храмов. Однако вот сообщение «Известий» из Пензы: «На многотысячном митинге духовенства и мирян провозглашено образование новой свободной народной российской церкви. Она ставит своей задачей восстановление во всей первобытной чистоте христианского евангелического учения, искаженного фарисейством князей церкви. Во главе новой церкви, которая порывает с чиновничьей церковью патриарха Тихона, стоит Пензенский архиепископ Владимир». При внимательном рассмотрении оказывается, что речь идет о морально-этическом конфликте. Архиепископ Владимир (в миру – Всеволод Путята) в молодости служил гвардейским офицером. Был уличен в любовной связи с Великой княжной Еленой Владимировной. Император приказал Путяте покинуть пределы России, но тот предпочел уйти в монахи. Однако после рукоположения был неоднократно замечен в неприглядных историях с растлением юных девиц.
Пензенского архиепископа Владимира лишили сана еще в 1918 году, но год спустя, в ситуации, когда патриарх Тихон возвысил свой голос против богоборческой власти большевиков и стал одним из самых авторитетных идейных противников советской власти, последняя решила инспирировать раскол в православной церкви: «Духовная и светская аристократия боятся, что Пензенский архиепископ, пользуясь расположением низших слоев населения, выдвинет себя в качестве главы русского духовенства. Образование новой церкви знаменует начало формального раскола духовенства на почве признания или непризнания декретов Советской власти».